- демонтаж конструктивных элементов, препятствующие доступу к генератору;
- отсоединение "массового" провода от аккумуляторной батареи (следует напомнить, что при этом на ряде автомобилей происходит стирание памяти в электронных блоках управления);
- отсоединение воздухоподвода к генератору, где он имеется;
- отключение генератора от электросети автомобиля;
- ослабление натяжения ремня и винтов крепления генератора;
- снятие приводного ремня;
- отворачивание, извлечение винтов крепления и снятие генератора.
Установка генератора выполняется в обратной последовательности. Подробный перечень операций по снятию и установке генератора содержится в инструкциях по эксплуатации конкретных видов автомобилей. При установке генератора следует обеспечить нормальное натяжение его приводного ремня, т. к. слабо натянутый ремень допускает проскальзывание его на шкиве, при этом генератор не отдает полной мощности, слишком сильно натянутый ремень изнашивается сам и вызывает ускоренный износ подшипников генератора. Операция натяжения приводного ремня имеет ряд особенностей, связанных с разнообразием конструкций приводных ремней и натяжных механизмов. Приводные ремни бывают:
- обычный клиновой ремень с гладкой рабочей поверхностью трапецеидальной формы;
- клиновой ремень с зубчатой внутренней поверхностью;
- поликлиновой ремень;
- армированный клиновой ремень (при повторном монтаже требуется, чтобы направление его вращения не менялось).
Рис. 48. Натяжное устройство ремня генератора с натяжной планкой, имеющей гладкую прорезь: 1 - натяжная планка; 2 - болт натяжного уха; 3 -болт крепления генератора
Натяжение приводного ремня генератора может осуществляться натяжной планкой или натяжным роликом. Простейшая конструкция натяжного устройства, используемая на автомобилях зарубежного производства (также, как и на отечественных) состоит из натяжной планки с гладкой прорезью 1 и натяжного уха 2, расположенного на передней крышке генератора (рис. 48). Натяжная планка через отверстие на конце крепится одним болтом к натяжному уху, через прорезь она крепится вторым болтом к двигателю, иногда через прорезь натяжная планка крепится к натяжному уху генератора. Положение болта в прорези определяет положение генератора. Для снятия приводного ремня генератора при такой конструкции натяжного устройства достаточно ослабить болты крепления генератора 3 и оба болта крепления натяжной планки. Установка приводного ремня осуществляется следующим образом:
- при незатянутых болтах крепления генератора и натяжной планки одеть приводной ремень на шкивы;
- оттянуть генератор в сторону соответствующую натяжению ремня, используя отвертку, монтажную лопатку и т. п. в качестве рычага и контролируя правильность натяжения приводного ремня полностью затянуть болты крепления генератора и натяжной планки.
Контроль правильности натяжения приводного ремня следует проводить путем нажатия пальцем в середине расстояния между шкивами. При этом прогиб ремня в месте нажатия должен укладываться в заданный диапазон (у автомобилей Volvo этот прогиб, например, лежит в пределах 5...10 мм, для других автомобилей эти данные можно найти в инструкции по эксплуатации). Более совершенная конструкция натяжного устройства содержит натяжную планку 1 с зубчатой прорезью (рис. 49). Планка одним концом посредством болта 6 крепится к двигателю, а другим концом фиксирующим болтом 5 к натяжному уху генератора 2. Болт 5 перемещается по прорези планки 1 посредством гайки 4, связанной с шестерней, сцепленной с зубцами планки. Поворот гайки 4 приводит к перемещению болта 5 с натяжным ухом относительно планки. При этом генератор поворачивается вокруг болта 3, изменяя натяжение приводного ремня. Снятие приводного ремня при такой конструкции натяжного устройства осуществляется следующим образом:
- ослабьте затяжку болтов 3, 5, 6 так, чтобы генератор приобрел подвижность;
- поверните гайку 4 в направлении ослабления приводного ремня;
- снимите приводной ремень.
Рис. 49. Натяжное устройство ремня с натяжной планкой имеющей зубчатую прорезь: 1 - натяжная планка; 2 - генератор; 3 - болт крепления генератора; 4 - гайка с шестерней; 5 - болт фиксирующий положение планки; 6 - болт крепления планки к двигателю
Установка приводного ремня требует производится в обратном порядке, т.е.:
- наденьте ремень;
- поверните гайку 4 динамометрическим ключом, устанавливая требуемый момент затяжки гайки (требования по моменту затяжки приведены в инструкции по эксплуатации автомобиля, так, для автомобиля Audi 80 этот момент при новом ремне должен составлять 8 Н·м, а при бывшем в эксплуатации — 4 Н·м, у автомобилей BMW пятой серии 7 Н·м;
- удерживая гайку 4 ключом в положении с требуемым моментом затяжки полностью затягиваемым болты 3, 5, 6.
Аналогично производится проверка натяжения ремня и его подтяжка, если он натянут слабо.
Натяжение приводного ремня посредством натяжного ролика, как правило связано с установкой на автомобиле поликлинового ремня. В этом случае натяжение ремня осуществляется изменением положения натяжного ролика, при этом при снятии и установке не требуется ослабления болтов крепления генератора. Отличие в натяжных устройствах с натяжными роликами состоит в особенностях механизма перемещения натяжного ролика. На некоторых автомобилях (BMW пятой серии, Mercedes-190 с карбюраторным двигателем) система перемещения натяжного ролика имеет общие черты с системой, имеющей натяжную планку с зубчатой прорезью. Отличие ее состоит в том, что гайка с шестерней воздействует не на планку, а на систему рычагов, изменяющих положение натяжного ролика. Установка приводного ремня требует затяжки гайки с шестерней определенным моментом и фиксации болтом. Для автомобилей BMW 5 серии усилие затяжки 7 Н·м. На автомобилях Mercedes-190 имеется указатель натяжения ремня. Нормальное натяжение ремня соответствует его установке напротив седьмого деления шкалы, а при отсутствии гидроусилителя руля против пятого деления. Проверка натяжения приводного ремня осуществляется путем ослабления фиксирующего болта, затяжки гайки ключом с требуемым моментом и последующей затяжки фиксирующего болта.
На ряде автомобилей (Audi 80, Mercedes-190 с дизельным двигателем) натяжение приводного ремня генератора регулируется посредством набожного устройства. При использовании такого устройства на натяжной ролик постоянно воздействует пружина, что обеспечивает постоянное усилие натяжения ремня. Проверка натяжения ремня при использовании такого натяжного устройства не проводится. Для снятия приводного ремня при использовании натяжного ролика пружинного действия поворачивают натяжное устройство накидным ключом, как показано на рис. 50 в направлении ослабления усилия натяжения приводного ремня и сжатия пружины, фиксируют его стержнем, например, сверлом и снимают приводной ремень. Установка приводного ремня осуществляется в обратной последовательности. На ряде автомобилей, например, Mercedes-190 с дизельным двигателем после установки натяжного устройства требуется затянуть стопорные болты натяжного устройства, а при снятии приводного ремня эти болты следует ослабить.
Рис. 50. Натяжное устройство пружинного типа с натяжным роликом
При снятии армированного приводного ремня следует отметить фломастером направление его вращения с тем чтобы при обратной его установке соблюсти прежнее направление его вращения. В противном случае срок службы ремня резко сокращается.
На ряде автомобилей (Audi 80 и др.) приводной ремень закрыт крышкой, крышкой может быть закрыт также и натяжной ролик. При снятии приводного ремня эти крышки снимаются, а при установке ставятся на место.