Перед тем, как приступить к определению неисправности какой-либо цепи изучите соответствующую электросхему, чтобы иметь точное представление о составляющих ее элементах. Неисправный компонент можно определить методом исключения, зная, что остальные компоненты цепи работают исправно. Если отказало несколько компонентов одной цепи или несколько цепей сразу, возможно проблема заключается в предохранителе или заземлении, т.к. довольно часто несколько цепей имеют общий предохранитель и заземление.
Часто причины неисправности электроцепей очень просты, это может быть слабое или поврежденное коррозией соединение, перегоревший предохранитель, расплавленная вставка или плохое реле. В неисправной цепи сначала осмотрите предохранители, провода и разъемы.
Если необходимо использовать контрольное оборудование, при помощи электросхем заранее определите места его подключения.
Основными необходимыми инструментами являются тестер или вольтметр (может быть использована лампа 12 В с набором проводов), тестер проводимости, включающий в себя лампу, батарейку и набор проводов, вспомогательный переходной провод, предпочтительно со встроенным прерывателем цепи и выключателем, позволяющий обходить электрические компоненты. Перед попыткой определить местоположение неисправности при помощи контрольного оборудования, определите на электросхеме места его подключения.
Проверка напряжения
Проверка напряжения выполняется в тех случаях, если цепь работает неправильно. Присоедините один провод тестера либо к отрицательной клемме аккумулятора, либо к массе. Другой провод присоедините к разъему проверяемой цепи, ближайшему к аккумулятору или предохранителю. Если лампа тестера загорелась, значит в отрезке цепи между аккумулятором и разъемом напряжение присутствует. Аналогично продолжайте проверять оставшуюся часть цепи. Когда вы найдете точку без напряжения, можно с уверенностью сказать, что неисправность находится между этой точкой и последней точкой, находящейся под напряжением. Во многих случаях неисправность происходит от ослабления соединений.
Примечание: Имейте ввиду, что во многих целях напряжение присутствует только тогда, когда ключ зажигания находится в положении Accessory (Вспомогательное) или Run (Включено).
Поиск короткого замыкания
Один из методов определения короткого замыкания состоит в снятии предохранителя и подключении пробника или тестера к клеммам предохранителя. Напряжение в цепи должно отсутствовать. Поводите жгут проводов из стороны в сторону, следя за лампой. Если лампа загорелась, то где-то в этой области произошло короткое замыкание на массу, возможно перетерлась изоляция. Аналогичную проверку можно проводить для любого компонента в цепи, даже для выключателя.
Проверка заземления
Проверка заземления выполняется для определения возможного места заземления компонента. Отсоедините аккумулятор и подсоедините один провод пробника с автономным питанием (тестера проводимости) к массе. Другой провод пробника к проверяемому проводу или разъему заземления. Если пампа загорелась, заземление в порядке и наоборот.
Проверка проводимости
Проверка проводимости выполняется для определения наличия разрывов в цепи. При выключенной цепи (в цепи нет напряжения) для проверки может быть использован тестер проводимости. Присоедините провода тестера к обеим концам цепи (или к "питающему" концу цепи и массе), если лампа горит, цепь проводит электричество Если пампа не горит, в цепи произошел разрыв. Аналогичная процедура может быть применена для проверки выключателя, тестер проводимости подключается ко входу и выходу выключателя. При включенном выключателе лампа должна гореть.
Поиск незамкнутых цепей
Такую диагностику всегда достаточно трудно зрительно произвести, т.к. окисление и смещение клемм обычно скрыто разъемами. Просто потрясите разъем на датчике или жгуте проводов, цепь замкнется. Проблемы прерывания могут быть вызваны также окислением или ослаблением соединений.
Диагностика неисправностей достаточно проста, если иметь ввиду, что электрический ток проходит ко всем электрическим компонентам (лампы, приводы и т.д.) от аккумулятора через провода, выключатели, реле, предохранители и плавкие вставки и к массе, через которую возвращается к аккумулятору. Большинство проблем электроцепей связано с прерыванием целей.