Предупреждение: Антифриз представляет собой коррозионно активный и ядовитый раствор, поэтому не допускайте попадание его на лакокрасочное покрытие автомобиля и на вашу кожу. Если это произошло, немедленно смойте антифриз большим количеством чистой воды. Электрический вентилятор охлаждения может включиться в любое время, даже при выключенном зажигании. Работая вблизи вентилятора, отключите его питание или отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора.
1. Периодически необходимо сливать жидкость из системы охлаждения, промывать систему и заливать новый раствор, предотвращая таким образом образование ржавчины, которая может ухудшить характеристики системы охлаждения и привести к повреждению двигателя. Во время техобслуживания системы охлаждения следует проверить и, при необходимости, заменить все шланги и крышку радиатора.
Слив охлаждающей жидкости
2. Затяните стояночный тормоз и заблокируйте колеса башмаками. Если автомобиль только что находился в движении, то прежде чем приступать к работе дайте двигателю остыть в течение нескольких часов.
3. После того, как двигатель полностью остыл, снимите крышку радиатора.
4. Снимите брызговик, расположенный под радиатором (некоторые модели). Для сбора охлаждающей жидкости поставьте под сливное отверстие радиатора емкость большого размера. Для направления антифриза в емкость подсоедините к сливному штуцеру радиатора шланг с внутренним диаметром 10 мм (некоторые модели уже снабжены шлангом), после чего откройте сливной штуцер (могут потребоваться клещи).
31.4. Перед открытием сливного клапана, расположенного в нижней части радиатора, наденьте на штуцер отрезок шланга диаметром 8 мм
5. После того, как жидкость прекратила вытекать из радиатора переместите емкость под сливную пробку блока цилиндров двигателя. Отвинтите пробку и слейте жидкость из блока цилиндров.
31.5. После того как жидкость перестала вытекать из радиатора, извлеките сливную пробку блока цилиндров и слейте охлаждающую жидкость из двигателя
6. Сливая жидкость проверьте состояние шлангов радиатора, шлангов отопителя салона и хомутов (см. раздел 14).
7. Замените поврежденные шланги и хомуты (процедура замены подробно описана в Главе 3).
Промывка системы
8. После того, как вся жидкость слита из системы, промойте радиатор водой из садового шланга до тех пор, пока из сливного отверстия не пойдет чистая вода. Вода удалит осадок, но не смоет ржавчину и накипь с поверхностей охлаждающих труб.
9. Ржавчину можно удалить с помощью специальных очистителей. Следуйте инструкциям изготовителя. Если радиатор серьезно поврежден коррозией, разрушен или течет, то его нужно снять (см. Главу 3) и отнести в специализированную ремонтную мастерскую.
10. Отсоедините шланг от расширительного бачка охладительной жидкости. Слейте жидкость из бачка и промойте его чистой водой, затем подсоедините шланг.
Заполнение системы
11. Закройте и затяните сливной штуцер радиатора. Установите и затяните сливную пробку блока цилиндров двигателя.
12. Установите регулятор температуры отопителя в положение максимальной температуры.
13. Медленно залейте новую охлаждающую в радиатор до его полного заполнения. Залейте жидкость в бачок до нижней метки.
14. Оставьте крышку радиатора открытой, запустите двигатель в хорошо проветриваемом помещении и прогрейте его до открытия термостата (охлаждающая жидкость начнет течь через радиатор и верхний шланг радиатора станет горячим).
15. Выключите двигатель и дайте ему остыть. Добавьте еще жидкости до верхней кромки заливной горловины радиатора.
16. Сожмите верхний шланг радиатора, чтобы вытеснить воздух, после чего при необходимости добавьте еще жидкости. Установите на место крышку радиатора.
17. Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры и проверьте отсутствие утечек.