Предупреждение: При проверке и обслуживании аккумулятора необходимо соблюдать следующие меры безопасности. В аккумуляторе всегда присутствует водород, который очень пожароопасен, поэтому держите зажженные сигареты и другие источники открытого огня подальше от аккумулятора. Электролит, запитый в аккумулятор, представляет собой разбавленную серную кислоту, попадание которой на кожу или в глаза очень опасно. Она также прожигает одежду и лакокрасочное покрытие. При отсоединении проводов от аккумулятора, всегда первым отсоединяйте отрицательный провод, а подсоединяйте его последним.
Проверка и обслуживание
1. Обслуживание аккумулятора является важной процедурой, которая поможет вам избежать неприятностей, связанных с севшим аккумулятором. Для этой процедуры необходимы несколько инструментов.
2. Во время проверки/обслуживания аккумулятора всегда выключайте двигатель и все электроприборы.
3. Для описанных здесь автомобилей стандартным является герметичный аккумулятор (иногда называемый необслуживаемым). В ячейках аккумулятора отсутствуют съемные крышки, при этом не требуется проверять уровень электролита и доливать воду. Однако, если на вашем автомобиле установлен обычный аккумулятор, требующий обслуживания, то можно использовать следующую процедуру.
4. Снимите крышки и проверьте уровень электролита в каждой ячейке аккумулятора. Уровень должен быть выше пластин. Обычно для индикации нормального уровня в каждой из ячеек установлен указатель в виде разрезного кольца. Если уровень ниже нормы, долейте только дистиллированную воду, после чего установите крышки на место.
Внимание: При переполнении ячеек электролит может выплескиваться в период большого зарядного тока, что приведет к коррозии и повреждению расположенных рядом элементов.
5. Периодически следует проверять внешнее состояние аккумулятора. Проверяйте отсутствие трещин в корпусе.
6. Проверьте плотность затяжки болтов клемм аккумуляторных проводов с целью обеспечения хорошего электрического контакта. Проверьте провода по всей длине и убедитесь в отсутствии повреждения изоляции и расплетания проводников.
7. При наличии коррозии (в виде белого рыхлого налета) отсоедините провода от клемм, очистите их щеткой для аккумулятора и установите на место. Коррозию можно уменьшить нанесением слоя вазелина или смазки для клемм.
8. Убедитесь в хорошем состоянии держателя аккумулятора и затяжке прижима. Если аккумулятор снят с автомобиля (процедуры снятия и установки описаны в Главе 5), при установке убедитесь в отсутствии под аккумулятором посторонних предметов. При установке прижима не перетягивайте гайки.
9. Коррозия на держателе, корпусе аккумулятора и окружающих деталях может быть удалена раствором пищевой соды в воде. Нанесите раствор небольшой кисточкой, дайте ему среагировать, после чего смойте водой.
10. Все металлические детали автомобиля, поврежденные коррозией, должны быть покрыты цинковой грунтовкой и покрашены.
Зарядка
11. Снимите крышки (если предусмотрены) со всех ячеек аккумулятора и закройте отверстия чистой материей для предотвращения выплескивания электролита. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора и подсоедините к аккумулятору провода зарядного устройства (положительный к положительному, отрицательный к отрицательному), после чего включите зарядное устройство в сеть. При наличии селектора напряжения на зарядном устройстве он должен быть установлен на 12 В.
12. Если вы используете зарядное устройство с током более 2 А, то во время зарядки регулярно проверяйте температуру аккумулятора. Если вы используете зарядное устройство с малым током, то вы можете оставить аккумулятор заряжаться всю ночь, после того, как вы регулярно проверяли его в течение первых двух часов.
13. Если аккумулятор снабжен съемными крышками, измеряйте удельную плотность ареометром каждый час в течение нескольких последних часов зарядки. Аккумулятор считается заряженным, если электролит кипит и в течение последних двух часов его плотность не повышалась. Плотность электролита в разный ячейках должна быть примерно одинакова. Если это не так, то, возможно, аккумулятор имеет неисправную(ные) ячейку(ки).
14. Некоторые аккумуляторы с герметичным верхом имеют встроенные ареометры, показывающие степень зарядки с помощью цвета, отображаемого в окне ареометра. Обычно яркая окраска означает, что аккумулятор заряжен, а темная окраска означает необходимость дополнительной зарядки. Проверьте значение цветовой индикации по инструкции изготовителя.
15. Если аккумулятор имеет герметичный верх и в нем отсутствует встроенный ареометр, то для контроля зарядки вы можете подключить к клеммам аккумулятора вольтметр. Для полностью заряженного аккумулятора вольтметр должен показывать 12,6 В или выше.