Классификация ДТП по признаку «тип автомобиля-участника ДТП» на легковые и грузовые автомобили, автобусы и другие транспортные средства - общепринята и не требует дополнительных пояснений.
Для классификации ДТП по признаку «тяжесть травмирования участников ДТП» использованы статьи УК РФ, а также методики определения степени тяжести телесных повреждений, рекомендованные органами здравоохранения.
Учитывая практическую возможность определения степени тяжести телесных повреждений при исследованиях реальных ДТП, травмирование целесообразно подразделить на четыре категории: смертельную, тяжелую, легкую и без травмирования участника ДТП.
Классификация по признаку «тип ДТП» на фронтальные и боковые столкновения, удар сзади и опрокидывание позволяет охватить основную часть ДТП (95-98%), при которых отмечаются случаи травмирования водителей (пассажиров) автотранспортных средств и пешеходов. Основными признаками, которые следует учитывать при классификации аварий по типам ДТП, являются характерные особенности воздействия перегрузок на человека - участника ДТП и зоны (части) автомобиля, воспринимающей основную энергию удара во время аварии.
На рис. 2.3 приведены значения углов ударов при основных типах столкновений автомобилей. За угол удара принят угол между центральной продольной вертикальной плоскостью исследуемого автомобиля участника ДТП и вектором скорости объекта соударения (при движущемся объекте соударения) или вектором скорости исследуемого автомобиля (при возмущенном характере движения, когда вектор скорости не совпадает по направлению с продольной вертикальной плоскостью автомобиля). Угол удара отсчитывается от 0 до 180° вправо или влево от центральной продольной вертикальной плоскости автомобиля. Фронтальное столкновение - тип ДТП, при котором направление вектора скорости движения объекта соударения или автомобиля составляет с продольной вертикальной плоскостью автомобиля угол 0 < α1 < 45°, а зона соударения (контакта) расположена в передней части. Принятый для фронтального столкновения угол удара обусловлен характерными особенностями зоны удара водителей и пассажиров об элементы интерьера и возможностями поглощения энергии удара передней частью автомобиля.
Рис. 2.3. Типы столкновений автомобилей: a-i и а2- углы столкновений соответственно фронтального и бокового; аз - угол удара при наезде сзади
Боковое столкновение - тип ДТП, при котором направление вектора скорости движения объекта соударения или автомобиля составляет с продольной вертикальной плоскостью автомобиля угол 135° > α2 > 45°, а зона соударения (контакта) находится в боковой части кузова.
Удар сзади (заднее столкновение) - тип ДТП, при котором направление вектора скорости движения объекта соударения или автомобиля составляет с продольной вертикальной плоскостью автомобиля угол 180° > α3 > 135°, а зона соударения (контакта) находится в его задней части.
Опрокидывание - тип ДТП, в процессе которого происходит вращение автомобиля относительно продольной или поперечной его оси. Опрокидывания, происходящие в результате столкновений автотранспортных средств или наезда на неподвижные препятствия, классифицируются как фронтальные столкновения.
При большом разнообразии условий ДТП классификация происшествий по основным типам не позволяет достаточно полно охарактеризовать причины, вызывающие травмирование участников ДТП. Поэтому целесообразно дополнительное разделение отдельных типов ДТП на виды по следующим классификационным признакам: направлению удара; месту удара; характеру взаимного расположения и движения соударяемых объектов в первоначальный момент ДТП; разновидности объектов соударения; ударно-прочностным характеристикам объектов соударения.
Фронтальные и боковые столкновения, а также удары сзади делятся по направлению удара - на прямые и косые; месту удара - центральные, нецентральные и скользящие (для фронтальных столкновений и ударов сзади), удары в пассажирский салон и вне его (для боковых столкновений); характеру взаимного расположения и движения соударяемых объектов в первоначальный момент ДТП - столкновение с движущимся (встречный и попутный) и неподвижным объектом; разновидности объектов соударения - легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, дорожные машины, а также здания, деревья, опоры путепроводов и светильников, ограждающие устройства дорог, мостов и путепроводов и прочие препятствия; ударнопрочностным характеристикам объектов соударения - столкновения с деформируемыми (перемещаемыми) и недеформируемыми объектами, подразделяемыми в свою очередь на объекты, вызывающие распределенное, локализованное или экстремальное нагружение.
Столкновение называется прямым, когда угол удара равен 0, 90 и 180° с допускаемым отклонением не более ±5°. При других значениях угла удара столкновение считается косым.
Столкновение называется центральным, если векторы скорости соударяемых объектов проходят через центры тяжести и совпадают с продольной вертикальной плоскостью автомобиля. В противном случае столкновение - нецентральное, или эксцентричное.
Специфическим видом являются скользящие столкновения, когда деформация кузова происходит вдоль боковой поверхности, а деформируемая зона охватывает более половины ее длины.
Боковые столкновения целесообразно классифицировать по месту приложения нагрузки: удар в пассажирский салон или вне его. В первом случае зона максимальной деформации расположена в боковой части салона.
Деформируемый объект способен поглощать энергию удара; при столкновении с недеформируемым объектом энергия рассеивается в основном за счет деформации или перемещения ударяемого автомобиля. Характер нагружения при этом зависит от геометрических и ударно-прочностных параметров объектов соударения. Локализованный характер нагружения отмечается при столкновениях с предметами, когда размеры зоны контакта не превышают 350...400 мм (деревья, опоры путепроводов и светильников и т.д.).
Особое место по уровню травмоопасности занимают объекты, вызывающие экстремальный характер нагружения. При таком виде ДТП травмирование человека происходит в результате проникновения объекта соударения в салон автомобиля через оконные проемы, а также при столкновениях с предметами, имеющими малую контактную поверхность. Вероятность экстремального характера нагружения в основном определяется высотой расположения оконных проемов, расстоянием от водителя (пассажира) до выступающей части наружной поверхности автомобиля, а также величиной возможной деформации транспортных средств в условиях ДТП.
Опрокидывания делятся по различным признакам: направлению удара (поперечные, продольные и сложные); месту удара (опрокидывания на 1/4 (90°) оборота и опрокидывания на 1/2 (180°) оборота и более); характеру движения (на горизонтальной и наклонной поверхностях); распределению контактных нагрузок (опрокидывания на ровной и неровной поверхностях, на грунт и твердое покрытие).
На величину и характер нагружения кузова автомобиля оказывает существенное влияние угол опрокидывания в процессе ДТП.
Классификация опрокидываний на 1/4, 1/2 оборота и более позволяет выделить виды опрокидывания с нагружением (1/2 оборота и более) и без нагружения (1/4 оборота) элементов крыши вертикальной или поперечной составляющей ими нагрузки.