Человек (водитель АТС) как элемент СПАБ должен владеть знаниями и умениями для выполнения комплекса технически обоснованных послеаварийных действий после ДТП, включающих:
- проведение в сжатые сроки эвакуации людей из автомобиля;
- оперативное информирование аварийных служб о ДТП;
- информирование других участников дорожного движения о возникшей опасной ситуации на месте ДТП;
- оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
- использование эффективных приемов пожаротушения.
Знания по безопасным послеаварийным действиям водители должны осваивать при подготовке и сдаче экзаменов на получение водительских прав.
Дорожно-транспортная инфраструктура за счет деятельности соответствующих государственных организаций должна гарантировать в целях обеспечения безопасности функционирование аварийных служб для выполнения следующего комплекса послеаварийных действий по:
- прибытию в течение 5...15 минут с момента получения сигнала на место ДТП скорой медицинской помощи, работников ГАИ и пожаротушения (при необходимости) за счет оптимального размещения и организации работы аварийных служб;
- доставке в течение 30...40 минут пострадавших в лечебное заведение;
- ограждение места ДТП;
- круглосуточной для водителей общественной службы связи для приема информации о ДТП;
- оснащению аварийных служб специальным оборудованием для извлечения людей из поврежденных автомобилей;
- быстрому (по возможности) оформлению материалов по ДТП и освобождению проезжей части от поврежденных в ДТП автомобилей;
- эвакуации и хранению поврежденных в ДТП автомобилей в случае травмирования водителя.
Конструкция автомобиля должна отвечать следующим требованиям по послеаварийной безопасности:
1. Обеспечивать возможность эвакуации людей из автомобиля после ДТП. Для этого необходимое количество дверей или аварийных выходов не должно заклиниваться и иметь возможность свободно открываться после ДТП; замки ремней безопасности и детских удерживающих устройств должны после ДТП оставаться работоспособными, свободно открываться и не создавать сложностей при эвакуации людей из АТС; автобусы должны оборудоваться необходимым числом аварийных выходов, обеспечивающих эвакуацию пассажиров в случае опрокидывания автобуса на любую боковую сторону или крышу.
2. Исключать вероятность воспламенения и быстрого горения АТС после ДТП. Для этого конструкция АТС должна:
- не допускать появление течи топлива после ДТП;
- исключать воспламенения АТС в момент и после ДТП;
- иметь огнестойкую перегородку между топливным баком и салоном;
- предусматривать размещение топливных баков и заливной горловины в зонах, наименее уязвимых при ДТП;
- оснащаться огнетушителями;
- автобусы должны оснащаться устройством, автоматически отключающим электропитание в момент ДТП;
3. Оснащаться медицинской аптечной.
4. Оснащаться спутниковой системой, обеспечивающей автоматическую передачу информации о месте и степени тяжести ДТП.
Измерителями послеаварийной безопасности автомобиля являются минимальное время эвакуации пострадавших из автомобиля и огнестойкость интерьера, топливной системы и других пожароопасных элементов автомобиля. Неудовлетворительное функционирование СПАБ приводит к существенному увеличению числа умерших и инвалидов из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи участникам ДТП.
Только комплексное совершенствование безопасности всех составляющих СПАБ может существенно повлиять на снижение числа и тяжести травмирования пострадавших участников ДТП, что может быть реализовано только при наличии в стране центрального федеративного координирующего органа и современной системы управления.