- 1. Не допускается работа генераторной установки с отключенной аккумуляторной батареей. Даже кратковременное отсоединение аккумуляторной батареи при работающем генераторе может привести к выходу элементов регулятора напряжения из строя.
- 2. Не допускается подсоединение к бортовой сети источников электроэнергии обратной полярности (плюс на "массе"), что может произойти, например, при запуске двигателя от посторонней аккумуляторной батареи.
- 3. Не допускаются любые проверки в схеме генераторной установки с подключением источников повышенного напряжения (выше 14 В).
- 4. При проведении на автомобиле электросварочных работ клемма "масса" сварочного аппарата должна быть соединена со свариваемой деталью. Провода, идущие к генератору и регулятору напряжения следует отключить.
При обслуживании генераторных установок следует придерживаться рекомендаций, предлагаемых фирмой-изготовителем автомобиля.
Перед выездом рекомендуется проверить работоспособность генераторной установки по контрольной лампе, установленной на панели приборов. После включения выключателя зажигания до запуска двигателя контрольная лампа горит, что позволяет проверить ее работоспособность. При нормальной работе генераторной установки контрольная лампа после запуска двигателя гаснет. К сожалению, как было показано выше, эта лампа не сигнализирует об отказе регулятора напряжения при коротком замыкании внутри выходного транзистора. Поэтому полезно перед выездом взглянуть на бортовой вольтметр, если он имеется. У нормально работающей генераторной установки при средних частотах вращения двигателя напряжение по вольтметру должно лежать в пределах 13,5...15 В. Через 16...20 тыс.км пробега, а в некоторых случаях и раньше рекомендуется проверить натяжение приводного ремня и при необходимости подтянуть его. Если на автомобиле применяется обычное традиционное крепление генератора и клиновой ремень, то его натяг на большинстве типов автомобилей должен быть таким, чтобы прогиб ветви при сильном нажатии большим пальцем составлял 10 мм. Если натяжная планка имеет по внутренней прорези зубчатую нарезку, по которой перемещается профилированная гайка, ее затяжку следует производить динамометрическим ключом. Указание до каких усилий следует затягивать профилированную гайку приводится в инструкции по эксплуатации автомобиля. Например, у автомобилей BMW 520i это усилие составляет 7 Н·м, у автомобилей Audi 80 для нового ремня — 8 Н·м, старого - 4...5 Н·м, в зависимости от типа двигателя. Натяжение поликлинового ремня обычно осуществляется натяжным роликом.
Более подробно о способах натяжения ремня изложено в следующем разделе. Одновременно с проверкой натяжения ремня рекомендуется проверить прочность крепления генератора на двигателе, надежность крепления отходящих от него проводов и при необходимости очистить генератор от грязи и пыли. Через 50...60 тыс.км пробега, а затем через каждые 25...30 тыс.к м проверяется износ щеток, а также состояние контактных колец и подшипников. В большинстве конструкций снятие узла щеткодержателя, который обычно объединен с регулятором напряжения, возможно без снятия генератора с двигателя. Более подробно о демонтаже щеткодержателя см. раздел "Разборка и сборка генератора".Изношенные щетки подлежат замене. Минимально допустимое выступание щеток из щеткодержателя указано в инструкции по эксплуатации автомобиля. У генераторов фирмы Bosch, например, оно составляет 5 мм, у фирмы Motorola - 4 мм, у фирмы Hitachi - 10,5 мм. Фирма Lucas допускает минимальную высоту щеток 5 мм, на генераторах Mitsubishi щетки заменяются, если нанесенная на них линия, ограничивающая износ, выступает из щеткодержателя менее, чем на 2 мм. В случае заедания щеток в щеткодержателе отверстие щеткодержателя следует протереть ветошью, смоченной в неэтилированном бензине. Если поверхность контактных колец загрязнена, то их также протирают бензином или другим растворителем.
При сильном обгорании и износе следует зачистить кольца мелкой шлифовальной шкуркой. Следует иметь в виду, что все операции, связанные с обслуживанием щеточно-контактного узла генератора следует производить при отключенной аккумуляторной батарее. Неприятности связанные со стиранием памяти в электронных устройствах, возникающие на некоторых типах автомобилей при таком отключении, можно предотвратить, произведя перед таким отключением опрос содержания памяти с последующим ее восстановлением. Такую операцию может выполнить станция технического обслуживания.
Состояние подшипников можно проверить, вращая ротор генератора от руки при снятых щетках и приводном ремне. При нормальном состоянии подшипников вращение вала должно происходить плавно, без заеданий, сильного люфта, шумов и щелчков.