Общая информация
1. Тип системы самодиагностики.
а) На моделях используется система самодиагностики типа EOBD или OBD-II, стандартный диагностический код которой состоит из одной буквы и 4 цифр (например: "Р0000"). Нумерация таких кодов сплошная, т.е. коды неисправности для различных систем не повторяются.
б) На моделях с системой OBD-II в электронный блок управления двигателем была добавлена новая функция "стоп-кадр" данных (freeze frame data). При обнаружении неисправности системой самодиагностики будет записан соответствующий диагностический код и записаны текущие параметры основных узлов и систем двигателя в данный момент ("стоп-кадр" данных). Эти данные, считанные с помощью тестера, могут упростить анализ условий появления неисправности.
2. Особенности диагностики с помощью тестера.
а) Алгоритм работы системы диагностики Mitsubishi немного отличается от стандартного алгоритма (протокол OBD2), поэтому для выполнения корректной диагностики рекомендуется использовать тестер MUT-II.
б) Рекомендуется подсоединять тестер (MUT-II) при выключенном зажигании, так как возможно возникновение сбоя на некоторых типах электронных блоков управления.
в) Перед подсоединением тестера к диагностическому разъему убедитесь, что состояние и форма выводов разъема соответствуют норме.
3. Диагностический разъем.
В автомобиле устанавливался один стандартный 16-контактный основной диагностический разъем (расположен под панелью приборов).
4. Пояснения по работе индикатора "CHECK ENGINE" (проверь двигатель):
- а) Индикатор загорается на несколько секунд сразу после включения зажигания, чтобы показать, что сам индикатор функционирует нормально.
- б) Далее (после запуска или при работающем двигателе) индикатор загорается, чтобы предупредить водителя об обнаружении неисправности системой самодиагностики.
Внимание: если индикатор загорается из-за неисправности электронного блока управления, то связь между тестером и электронным блоком управления установить невозможно, при этом отсутствует возможность считать диагностические коды.
в) Периодическое мигание индикатора показывает наличие временной неисправности. Оно может продолжаться до тех пор, пока важная неисправность влияет на систему снижения токсичности ОГ или другие системы (например, из-за пропусков вспышек происходит повреждение каталитического нейтрализатора).
г) При критической неисправности (наличие серьезного дефекта в системе впрыска топлива или системе снижения токсичности ОГ) индикатор будет гореть постоянно при движении автомобиля до тех пор, пока не будет удален код неисправности после устранения неисправности (т.е. после ремонта).
Примечание: удаление кода неисправности не является устранением неисправности.
д) Индикатор погаснет при выключении зажигания (ключ: "OFF").
5. Условия, при которых горящий индикатор "CHECK ENGINE" может погаснуть по сигналу электронного блока управления при включенном зажигании (код неисправности сохраняется).
Примечание: для какой-либо неисправности цикл означает запуск-остановку двигателя или три поездки (дорожных испытания автомобиля), в течение которых производится мониторинг данной неисправности
а) Для неисправности в трансмиссии: если электронный блок управления двигателем в течение трех циклов не обнаружил неисправность при соответствующих режимах и условиях (см. условия возникновения кода).
б) Для неисправности в системе токсичности ОГ (пропуск вспышек в цилиндрах): если электронный блок управления двигателем в течение цикла не обнаружил неисправность при аналогичных условия работы двигателя (частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и т.д.), при которых неисправность была обнаружена впервые.
6. Пояснения по работе системы самодиагностики.
а) Электронный блок управления двигателем отслеживает входные I выходные сигналы (одни постоянно, другие - только при определенных условиях). В случае, если обнаружено постоянное или в течение заданного промежутка времени нарушение в работе системы, или если после первого некорректного сигнала в электронный блок управления двигателем поступило еще несколько подобных сигналов, то блок управления двигателем воспримет это как наличие неисправности, запишет соответствующий код неисправности в память и пошлет сигнал на выход системы самодиагностики.
Примечание:
- Обычно если электронный блок управления обнаружил неисправность, то индикатор "CHECK ENGINE" загорится, и код неисправности будет записан только после повторного запуска двигателя и повторного обнаружения той же неисправности.
- − При возникновении неисправности катушки зажигания (силового транзистора) индикатор "CHECK ENGINE" загорится и код неисправности Р0300 будет записан при первом ее обнаружении (данная неисправность является критической; поскольку происходит повреждение каталитического нейтрализатора).
б) Поскольку запоминающее устройство (оперативная память электронного блока управления двигателем) имеет питание непосредственно от аккумуляторной батареи, то результаты диагностики сохраняются даже когда ключ замка зажигания повернут в положение "OFF" (ВЫКЛ). Коды неисправностей будут стерты при отсоединении клеммы аккумуляторной батареи или разъема электронного блока управления двигателем. Кроме того, коды неисправностей стираются, если при включенном зажигании (ключ в положении "ON" (ВКЛ)) с тестера на электронный блок управления двигателем будет послан сигнал об удалении кодов неисправностей.
Внимание: если при включенном зажигании (ключ в положении "ON") отсоединить разъем какого-либо датчика, то электронный блок управления воспримет это как наличие неисправности и в память блока управления запишется соответствующий код. В этом случае удалите коды неисправностей.
Стандартная схема поиска неисправностей
1. Сымитируйте признаки неисправности для проверки их наличия и определите характер и условия возникновения (режим работы двигателя, условия эксплуатации и т.д.).
2. Считайте коды неисправностей и определите причины появления неисправности, проверяемые компоненты и порядок их проверки.
3. Проверьте входные сигналы электронного блока управления двигателем с помощью тестера или мотор-тестера. Если сигналы в норме, то соответствующий датчик (элемент) исправен. Переходите к проверке следующего компонента.
4. Проверьте выходные сигналы электронного блока управления двигателем с помощью мотор-тестера и проверьте работу исполнительных устройств (приводов) с помощью пункта меню ACTUATOR TEST тестера. Если сигналы электронного блока управления двигателем и привод в норме, то управление приводом в норме. Переходите к проверке следующего компонента.
5. Если сигналы электронного блока управления двигателем в норме, то проверьте и, при необходимости, отремонтируйте электропроводку компонентов системы. После ремонта снова проверьте сигналы электронного блока управления двигателем. Если на этот раз сигналы в норме, то проверьте входные и выходные сигналы для следующего проверяемого компонента.
6. Если электропроводка в порядке, но входные и выходные сигналы электронного блока управления двигателем не соответствуют норме, то проверьте отдельные компоненты системы и, при необходимости, отремонтируйте или замените их. После ремонта снова проверьте сигналы электронного блока управления двигателем. Если на этот раз сигналы в норме, то проверьте сигналы для следующего проверяемого компонента.
7. Повторная проверка признаков неисправности и ремонт.
Если в результате проверки подозреваемой цепи электропроводки и конкретных компонентов дефектов не выявлено, но входные и выходные сигналы электронного блока управления двигателем отклоняются от нормы, то более внимательно оцените признаки неисправности (возможно, первоначальный диагноз был неверен или неполон). При дальнейшей проверке попытайтесь расширить зону поиска неисправности на другие группы компонентов (отремонтируйте при необходимости).
8. Постарайтесь сымитировать признаки неисправности, чтобы быть уверенными в том, что неисправность устранена. Устраните причину возникновения неисправности для предотвращения повторного появления дефекта.
Проверка индикатора "CHECK ENGINE" (проверь двигатель)
1. Включите зажигание (положение ключа "ON") и убедитесь, что индикатор "CHECK ENGINE" загорелся примерно на 5 секунд, а затем погас.
2. Если индикатор не горит, то проверьте проводку, предохранитель и лампу индикатора.
Считывание диагностических кодов неисправностей с помощью тестера
1. Подготовьте автомобиль к проверке следующим образом.
а) Убедитесь в исправном состоянии аккумуляторной батареи, так как определение неисправности невозможно при низком напряжении аккумуляторной батареи.
б) Выключите все дополнительное оборудование.
в) Установите рычаг селектора вариатора или АКПП в положение "N".
Внимание: не отсоединяйте аккумуляторную батарею до полного считывания результатов диагностирования, так как код неисправности будет удален из памяти электронного блока управления при отсоединении аккумуляторной батареи или разъема электронного блока управления.
Примечание: если диагностические коды неисправностей были удалены, то информация о неисправности "стоп-кадра" данных будет также стерта из памяти. Поэтому, в случае необходимости, перед удалением кодов неисправностей из памяти электронного блока управления считайте неисправность "стоп-кадра" данных.
2. Переведите ключ замка зажигания в положение "OFF"(BЫКЛ).
3. Подсоедините тестер к диагностическому разъему под панелью приборов.
Внимание: для предотвращения повреждения тестера при подсоединении или отсоединении "зажигание" должно быть выключено (ключ замка зажигания в положении "OFF" (ВЫКЛ)).
4. Включите зажигание и считайте диагностические коды.
Примечание: коды неисправностей приведены в таблице "Диагностические коды неисправностей".
5. После завершения проверки переведите ключ замка зажигания в положение "OFF" (ВЫКЛ) и затем отсоедините тестер от диагностического разъема.
Удаление диагностических кодов неисправностей
Примечание: после выполнения ремонта удалите коды неисправностей из памяти электронного блока управления двигателем.
1. Поверните ключ замка зажигания в положение "OFF".
2. Если используется тестер, то подсоедините его к диагностическому разъему и сотрите коды,
3. Если тестер не используется, то отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи на 10 секунд или больше.
Внимание: после отсоединения провода от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи будет утрачено содержимое памяти электронных блоков управления других систем.
4. Поверните ключ зажигания в положение "ON", затем убедитесь, что выводится код нормального состояния.
5. После прогрева двигателя дайте ему поработать на холостом ходу не менее 10 минут.
Диагностика автомобиля
1. Подготовьте автомобиль к проверке (см. "Считывание диагностических кодов неисправностей с помощью тестера").
2. Подсоедините тестер к диагностическому разъему под панелью приборов.
Внимание: перед подсоединением тестера выключите зажигание.
3. Включите зажигание и считайте диагностические коды.
4. Описание структуры стандартного диагностического кода неисправности для системы типа 0E3D-II.
а) Буква показывает назначение (область применения) неисправного устройства: Р - трансмиссия (двигатель и КПП), С - шасси, В - кузов, U - бортовая электросеть, б) Первая цифра кода после буквы обозначает либо группу общих кодов по SAE (0), либо группу специализированных кодов производителя (1).
в) Вторая цифра кода после буквы обозначает конкретную систему автомобиля, в которой присутствует неисправность. Например, если областью применения является трансмиссия (Р), то для нее определены следующие 8 систем: 1 - топливная система и система воздухоподачи, 2 - топливная система и система воздухоподачи (только виды неисправностей в цепи форсунок), 3 - система зажигания или пропуск вспышек в цилиндрах, 4 - дополнительная система управления снижением токсичности ОГ (эмиссией), 5 - система управления скоростью автомобиля и система управления оборотами холостого хода, 6 - цепи различных электронных систем управления, 7 и 8 - трансмиссия (коробка передач).
г) Остальные 2 цифры обозначает конкретный компонент системы.
Рекомендации к поиску неисправностей по кодам
1. Перед поиском причины неисправности проверьте, что напряжение аккумуляторной батареи 10 В или больше, затем проверьте цепь "массы" блока управления двигателем.
2. Если код неисправности продолжает появляться, хотя проверка показала, что проверяемые системы / цепи исправны (неисправности не обнаружены), то замените электронный блок управления двигателем заведомо исправным, выполните дорожные испытания и повторите проверку.
3. Заменяйте электронный блок управления двигателем только после проверки напряжения на его выводах для подтверждения отсутствия обрыва или короткого замыкания цепей.
4. Если диагностический код не выдается и двигатель глохнет или двигатель не запускается, то, если цепь диагностики исправна, замените электронный блок управления двигателем.
5. Для большинства элементов, диагностируемых с помощью кодов, основными причинами неисправности являются:
- а) Дефект соответствующего элемента (указан в детализации кода, см. таблицу кодов);
- б) Плохой контакт в разъеме элемента, обрыв проводки или короткое замыкание в цепи элемента (цепи питания, "массы", сигнала);
- в) Дефект электронного блока управления двигателем.
Проверка с использованием функций "SERVICE DATA" и "ACTUATOR TEST" тестера
1. Выполните проверку, используя пункт меню "SERVICE DATA" и "ACTUATOR TEST" тестера. В случае обнаружения неисправности проверьте электропроводку автомобиля, соответствующие узлы и детали.
Внимание: при перемещении рычага селектора в положение "D", необходимо удерживать педаль тормоза нажатой, чтобы не допустить движения автомобиля.
Примечание: время открытого состояния форсунки определяется при вращении коленчатого вала стартером с частотой не более 250 об/мин, когда напряжение питания не менее 11В.
2. После ремонта произведите повторную проверку с использованием тестера и убедитесь, что в результате ремонта некорректный входной и выходной сигнал стали соответствовать норме.
3. Удалите диагностические коды неисправности из памяти электронного блока управления двигателем.
4. Запустите двигатель и выполните дорожное испытание, чтобы убедиться в устранении неисправности.
Данные текущего состояния двигателя ("стоп-кадр")
В случае обнаружения нескольких неисправностей в памяти блока управления будет храниться "стоп-кадр" данных только для неисправности, обнаруженной первой. В таблице "стоп-кадра" данных приведены компоненты, информация о состоянии которых будет записана в память электронного блока управления двигателем в случае обнаружения неисправности.
Поиск неисправностей при дорожных испытаниях
1. Готовность к дорожным испытаниям.
а) Электронный блок управления двигателем постоянно, определяет состояние следующих параметров на предмет их соответствия норме, сохраняя при этом полученные данные в памяти:
- (Двигатель 4G15) кислородный датчик (код Р0130), нагревательный элемент кислородного датчика (код Р0135).
- (Двигатель 4G15) кислородные датчики (коды Р0130 и Р0136), нагревательные элементы кислородных датчиков (коды Р0135 и Р0141).
б) Эти данные могут быть считаны с помощью тестера (если состояние параметра определялось ранее, то это подтверждается соответствующей записью, например "Complete").
Примечание: если коды неисправностей были удалены, либо были отсоединены провода от аккумуляторной батареи, то эти данные будут также стерты из памяти.
2. Поиск неисправностей с помощью тестера при дорожных испытаниях.
а) С помощью тестера переключите режим диагностики электронного блока управления двигателем в режим "DIAGNOSIS 2".
б) Выполните дорожные испытания.
в) Считайте коды неисправностей и определите место неисправности.
г) Выключите и затем включите зажигание.
Примечание: после выключения зажигания блок управления двигателем автоматически перейдет в режим диагностики "DIAGNOSIS 1".
д) Сотрите коды неисправности.
Пояснения по работе системы в аварийном режиме (замены некорректных сигналов)
Когда система самодиагностики обнаруживает неисправность одного из основных датчиков, то система управления двигателем переходит на аварийный режим управления (FAIL SAFE FUNCTION), заменяя некорректный сигнал ранее записанным в память электронного блока управления сигналом, чтобы автомобиль мог продолжить движение (до места ремонта).
1. Если неисправен датчик абсолютного давления во впускном коллекторе (двигатель 4G 15) илй датчик массового расхода воздуха (двигатель 4G93), то:
- а) Используются сигналы от датчика положения дроссельной заслонки и датчика положения коленчатого вала для определения базового периода открытия форсунки (подачи топлива) и базового угла опережения зажигания в соответствии с заданной программой.
- б) Сервопривод регулятора оборотов холостого хода фиксируется в запрограммированном положении, в результате регулирование оборотов холостого хода не производится.
Таблица. "Стоп-кадр" данных.
№ | Параметр | Ед. изм. |
21 | Датчик температуры охлаждающей жидкости | °C |
22 | Датчик положения коленчатого вала | об/мин |
24 | Датчик скорости автомобиля | км/ч |
81 | Долговременный топливный баланс | % |
82 | Кратковременный топливный баланс | % |
87 | Вычисленная нагрузка | % |
2. (Двигатель 4G15) Если неисправен датчик температуры воздуха во впускном коллекторе, то температура воздуха во впускном коллекторе принимается равной 45°С.
3. (Двигатель 4G93) Если неисправен датчик температуры воздуха на впуске, то температура воздуха на впуске принимается равной 25°С.
4. Если неисправен датчик положения дроссельной заслонки, то не происходит увеличения топливоподачи при нажатии на педаль акселератора (по сигналу от датчика положения дроссельной заслонки).
5. Если неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости, то:
Температура охлаждающей жидкости двигателя принимается равной 80°С (система будет продолжать работать в установившемся режиме (даже если сигнал датчика станет соответствовать норме), пока ключ замка зажигания не будет повернут в положение "LOCK" (ВЫКЛ)).
6. Если неисправен датчик положения распределительного вала, то:
Топливо во все цилиндры подается одновременно (предполагается, что в момент включения зажигания поршень первого цилиндра не находился в ВМТ).
7. Если неисправен датчик барометрического давления, то давление воздуха принимается равным 101 кПа (758 мм.рт.ст.)
8. Если неисправен датчик детонации, то электронный блок управления переключает угол опережения зажигания с величины, установленной для бензина PREMIUM или SUPER (95 RON по исследовательскому методу), на величину, установленную для бензина REGULAR или STANDARD (91 RON по исследовательскому методу).
9. Если неисправна катушка зажигания (силовой транзистор), то прекращается подача топлива в цилиндры, для которых сигнал зажигания является некорректным.
10. (Двигатель 4G 15) Если неисправен кислородный датчик, то не производится регулирование воздушнотопливного отношения (отсутствует управление с обратной связью).
11. Если нет сигнала от вывода FR генератора, то не производится управление выходным напряжением генератора по электрической нагрузке (работает как обычный генератор).
Таблица. Диагностические коды неисправностей (двигатель 4G15).
Таблица. Диагностические коды неисправностей (двигатель 4G93).
Таблица. Проверка системы с помощью функции "SERVICE DATA" тестера (двигатель 4G15).
Примечание: в таблице символами обозначено:
- - При переводе рычага селектора вариатора или АКПП в положение "D", необходимо удерживать полностью нажатой педаль тормоза, чтобы не допустить движения автомобиля вперед;
- Период времени срабатывания форсунки определяется временем подачи напряжения и частотой вращения коленчатого вала двигателя (250 об/мин или менее). При увеличении частоты вращения коленчатого вала, время срабатывания форсунки уменьшается.
- На новом автомобиле (с пробегом 500 км или менее) результат может иногда на 10% отличаться в большую сторону от номинального значения.
- На новом автомобиле (с пробегом 500 км или менее) результат может иногда на 30 шагов отличаться в большую сторону от номинального значения.
- − LFT - долговременный топливный баланс.
- SFT - кратковременный топливный баланс.
Таблица. Проверка системы с помощью функции "SERVICE DATA" тестера (двигатель 4G93).
Примечание: в таблице символами обозначено:
- При переводе рычага селектора вариатора или АКПП в положение "D", необходимо удерживать полностью нажатой педаль тормоза, чтобы не допустить движения автомобиля вперед;
- Период времени срабатывания форсунки определяется временем подачи напряжения и частотой вращения коленчатого вала двигателя (250 об/мин или менее). При увеличении частоты вращения коленчатого вала, время срабатывания форсунки уменьшается.
- На новом автомобиле (с пробегом 500 км или менее) результат может иногда на 10% отличаться в большую сторону от номинального значения.
- На новом автомобиле (с пробегом 500 км или менее) результат может иногда на 30 шагов отличаться в большую сторону от номинального значения.
- LFT - долговременный топливный баланс.
- SFT - кратковременный топливный баланс.