Внимание: процедуры проверки электромагнитного клапана системы рециркуляции отработавших газов (ОГ) и электромагнитного клапана продувки адсорбера приведены в соответствующем разделе главы "Система снижения токсичности ОГ".
Главное реле системы впрыска
1. Убедитесь в наличии замкнутой цепи между выводами "2" и "3".
2. Убедитесь в отсутствии замкнутой цепи между выводами "1" и "4".
3. Подсоедините провод отрицательной клеммы аккумуляторной батареи к выводу "2" разъема реле, а провод положительной клеммы - к выводу "3", затем проверьте, что цепь замкнута между выводами "1" и "4" при подаче питания от аккумуляторной батареи.
4. В случае обнаружения неисправностей при проверке цепей по пунктам "2" - "3" замените главное реле системы впрыска.
Реле топливного насоса
1. Убедитесь в наличии замкнутой цепи между выводами "1" и "4".
2. Убедитесь в отсутствии замкнутой цепи между выводами "2" и "3".
3. Подсоедините провод отрицательной клеммы аккумуляторной батареи к выводу "4" разъема реле, а провод положительной клеммы - к выводу "1", затем проверьте, что цепь замкнута между выводами "2" и "3" при подаче питания от аккумуляторной батареи.
4. В случае обнаружения неисправностей при проверке цепей по пунктам "2" -"3" замените реле топливного насоса.
Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе (двигатель 4G 15)
Примечание: датчик температуры воздуха во впускном коллекторе встроен в датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, поэтому указываемая датчиком температура воздуха будет отличаться от температуры окружающей среды в зависимости от состояния двигателя.
1. Отсоедините разъем датчика температуры воздуха во впускном коллекторе.
2. Измерьте сопротивление между выводами разъема "1" и "3".
Таблица. Номинальные значения.
Температура | Сопротивление |
-20°С | 13,0 -17,0 кОм |
0°С | 5,3 - 6,7 кОм |
20°С | 2,3 - 3,0 кОм |
40°С | 1,0 -1,5 кОм |
60°С | 0,56 - 0,76 кОм |
80°С | 0,30 - 0,42 кОм |
Расположение компонентов системы впрыска топлива (двигатель 4G15). А - датчик давления хладагента (кондиционер с автоматическим управлением), В - датчик-выключатель по давлению жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, С - форсунки, D - датчик детонации, Е - катушка зажигания (силовой транзистор), F - датчик абсолютного давления во впускном коллекторе (со встроенным датчиком температуры воздуха во впускном коллекторе), G - датчик положения дроссельной заслонки, Н - сервопривод регулятора оборотов холостого хода (шаговый электродвигатель), I - выключатель запрещения запуска (на КПП), J - главное реле системы впрыска и реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера, К - датчик положения коленчатого вала, L - кислородный датчик (передний), М - датчик положения распределительного вала, N - датчик температуры охлаждающей жидкости, О - электронный блок управления двигателем и вариатором, Р - выключатель кондиционера, Q - диагностический разъем, R - индикатор "CHECK ENGINE", S - реле (№1 и №2) топливного насоса, Т - кислородный датчик (задний).
3. Снимите датчик температуры воздуха во впускном коллекторе.
4. Измерьте сопротивление, нагревая датчик феном. При повышении температуры сопротивление должно уменьшаться.
5. Если сопротивление не соответствует номинальному или не изменяется, то замените датчик температуры воздуха во впускном коллекторе.
6. Установите датчик температуры воздуха во впускном коллекторе, затяните винты крепления датчика номинальным моментом затяжки.
Момент затяжки — 4- 6 Н-м
Датчик температуры воздуха на впуске (двигатель 4G93)
Примечание: датчик температуры воздуха на впуске встроен в датчик массового расхода воздуха, поэтому указываемая датчиком температура воздуха будет отличаться от температуры окружающей среды, в зависимости от состояния двигателя.
1. Отсоедините разъем датчика массового расхода воздуха.
2. Измерьте сопротивление между выводами разъема "5" и "6".
Таблица. Номинальные значения.
Температура | Сопротивление |
-20°С | 13,0- 17,0 кОм |
0°С | 5,3 - 6,7 кОм |
20°С | 2,3 - 3,0 кОм |
40°С | 1,0 - 1,5 кОм |
60°С | 0,56 - 0,76 кОм |
80°С | 0,30 - 0,42 кОм |
3. Измерьте сопротивление, нагревая датчик феном. При повышении температуры сопротивление должно уменьшаться.
4. Если сопротивление не соответствует номинальному или не изменяется, то замените датчик массового расхода воздуха.
Расположение компонентов системы впрыска топлива (двигатель 4G93). А - датчик-выключатель по давлению жидкости в гидросистеме усилителя рулевого управления, В - форсунки, С - электромагнитный клапан продувки адсорбера, D - катушка зажигания (силовой транзистор), Е - сервопривод клапана рециркуляции ОГ, F - датчик положения дроссельной заслонки, G - сервопривод регулятора оборотов холостого хода (шаговый электродвигатель), Н - датчик массового расхода воздуха (со встроенным датчиком температуры воздуха на впуске и датчиком барометрического давления), I - главное реле системы впрыска, реле электромагнитной муфты компрессора кондиционера и реле управления электровентиляторами, J - датчик положения коленчатого вала, К - датчик детонации, L - кислородный датчик, М - датчик положения распределительного вала и датчик температуры охлаждающей жидкости, N - электронный блок управления двигателем и АКПП, О - выключатель кондиционера, Р - диагностический разъем, Q - индикатор "CHECK ENGINE", R - реле топливного насоса (№1 и №2).
Датчик температуры охлаждающей жидкости
1. Снимите датчик температуры охлаждающей жидкости.
Внимание: при снятии и установке датчика, не прикасайтесь инструментом к его разъему (пластиковая часть).
Двигатель 4G15.
Двигатель 4G93.
2. Измерьте сопротивление между выводами датчика, погрузив его чувствительный элемент в нагретую воду.
Таблица. Номинальные значения.
Температура | Сопротивление |
-20°С | 14,00 - 17,00 кОм |
0°С | 5,10 - 6,50 кОм |
20°С | 2,10-2,70 кОм |
40°С | 0,90 - 1,30 кОм |
60°С | 0,48 - 0,68 кОм |
80°С | 0,26 -0,36 кОм |
3. Если измеренное сопротивление значительно отличается от номинального значения, то замените датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.
4. Установите на место датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя, нанеся герметик на резьбу датчика. Затяните датчик указанным моментом затяжки.
Герметик — ЗМ NUT Locking Part №4171 или равнозначный
Момент затяжки — 19 - 39 Н-м
Датчик положения дроссельной заслонки
1. Отсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки.
Двигатель 4G15.
Двигатель 4G93.
2. Измерьте сопротивление между выводами "2" и "3" разъема датчика.
Номинальное сопротивление:
- Двигатель 4G15 — 3,5-6,5 кОм
- Двигатель 4G93 — 2,0 - 4,0 кОм
3. Измерьте сопротивление между указанными выводами разъема датчика, медленно открывая дроссельную заслонку из полностью закрытого положения (холостой ход) в полностью открытое положение.
Выводы разъема датчика:
- Двигатель 4G15 — "1" и "3"
- Двигатель 4G93 — "1" и "2"
4. Сопротивление должно плавно изменяться пропорционально углу открытия дроссельной заслонки. Если сопротивление отличается от номинального значения, либо изменяется не плавно, то замените датчик положения дроссельной заслонки.
Примечание: после замены датчика, необходимо выполнить его регулировку.
5. Подсоедините разъем датчика положения дроссельной заслонки.
Кислородный датчик
Примечание:
- - На двигатель 4G15 устанавливались два кислородных датчика: передний (расположенный на выпускном коллекторе) и задний (расположенный перед основным каталитическим нейтрализатором).
- - На двигатель 4G93 устанавливался только один кислородный датчик (передний).
1. Отсоедините разъем кислородного датчика и подсоедините жгут тестовых проводов.
Двигатель 4G15.
Двигатель 4G93.
2. Измерьте сопротивление между вы-водами "1" (красный зажим жгута тестовых проводов для переднего датчика) и "3" (голубой зажим жгута тестовых проводов для переднего датчика) разъема кислородного датчика.
Номинальное значение (при температуре 20°C) — 4,5 - 8,0 Ом
Передний кислородный датчик.
Задний кислородный датчик.
3. Если цепь разомкнута, то замените кислородный датчик.
4. Прогрейте двигатель (температура охлаждающей жидкости более 80°С).
5. Подайте напряжение аккумуляторной батареи на выводы разъема кислородного датчика, подсоединив к выводу "1" провод положительной клеммы аккумуляторной батареи, а к выводу "3" - провод отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Внимание: не перепутайте полярность, неправильное подсоединение проводов может привести к повреждению кислородного датчика.
6. Подсоедините цифровой вольтметр к выводу "2" (черный зажим жгута тестовых проводов для переднего датчика) и к выводу "4" (белый зажим жгута тестовых проводов для переднего датчика).
Передний кислородный датчик.
Задний кислородный датчик.
7. Периодически нажимая на педаль акселератора, измерьте выходное напряжение кислородного датчика. Когда воздушно-топливная смесь слегка обогащается при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя (разгоне), исправный кислородный датчик должен выдать напряжение 0,6 -1,0 В.
8. При наличии дефектов замените кислородный датчик.
9. Отсоедините жгут тестовых проводов и подсоедините разъем к датчику.
Форсунки
1. Проверка звука срабатывания форсунки.
а) С помощью фонендоскопа проверьте работу форсунки (наличие характерных скрипящих звуков), когда двигатель работает на режиме холостого хода или когда коленчатый вал двигателя прокручивается стартером.
б) Проверьте, что при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя частота срабатывания форсунки также увеличивается.
Внимание: обратите внимание, даже если проверяемая форсунка не работает, будут слышны звуки от срабатывания остальных форсунок.
Примечание: если звук срабатывания проверяемой форсунки не прослушивается, то проверьте цепь питания форсунки. Если цепи в норме, то проверьте форсунку или электронный блок управления двигателем на отсутствие неисправности.
Двигатель 4G93.
2. Проверка сопротивления обмотки злектромагнитного клапана форсунки.
а) Отсоедините разъем проверяемой форсунки.
Двигатель 4G15.
б) Измерьте сопротивление между выводами разъема форсунки.
Номинальное значение (при 20 °C) — 13-16 Ом
в) Подсоедините разъем форсунки.
3. Проверка формы факела распыливания и герметичности форсунки.
а) Стравите остаточное давление из топливопровода высокого давления, чтобы не допустить разбрызгивания топлива.
б) Снимите форсунку.
в) Установите специальное приспособление (комплект для проверки форсунки), переходник, регулятор давления топлива, специальные зажимы и форсунку.
г) Подсоедините тестер к стандартному диагностическому разъему.
д) Поверните ключ в замке зажигания в положение "ON" (ВКЛ.) (не запускайте двигатель).
е) Выберите подпункт №07 пункта "ACTUATOR TEST" тестера и активируйте топливный насос.
ж) Подайте питание на форсунку и проверьте качество распыливания топлива. Состояние форсунки удовлетворительное, если факел распыливания топлива имеет однородную структуру без видимых капель топлива.
з) Отсоедините питание от форсунки и проверьте герметичность (распылителя и запорной иглы) форсунки.
Номинальное значение — 1 капля или меньше в течение минуты
и) Подайте питание на форсунку, не включая топливный насос. Затем, после прекращения выхода топлива из форсунки, отсоедините специальный инструмент и установите форсунку в исходное состояние.
к) Отсоедините тестер.
Сервопривод регулятора оборотов холостого хода
Проверка звука срабатывания
1. Убедитесь, что температура охлаждающей жидкости не выше 20°С.
Примечание: также допускается отсоединение разъема датчика температуры охлаждающей жидкости и подсоединение к разъему со стороны жгута проводов другого датчика температуры охлаждающей жидкости, имеющего температуру 20 °C.
2. Проверьте, слышен ли звук работающего шагового электродвигателя после включения зажигания (двигатель не запускайте).
Двигатель 4G15.
Двигатель 4G93.
3. Если звук срабатывания шагового электродвигателя не слышен, то проверьте цепи, питания сервопривода регулятора оборотов холостого хода. Если цепь в норме, то неисправность в сервоприводе или электронном блоке управления двигателем.
Проверка сопротивления обмоток
1. Отсоедините разъем сервопривода регулятора оборотов холостого хода.
2. Измерьте сопротивление между выводом "2" и выводом "1" или "3" разъема со стороны сервопривода.
Номинальное сопротивление (при 20 °C) — 28 - 33 Ом
3. Измерьте сопротивление между выводом "5" и выводом "6" и "4".
Номинальное сопротивление (при 20 °C) — 28-33 Ом
Проверка работы сервопривода
1. Снимите корпус дроссельной заслонки.
2. Снимите сервопривод регулятора оборотов холостого хода.
3. Подсоедините жгут тестовых проводов к сервоприводу.
4. Подайте напряжение примерно 6 В на белый "5" и зеленый "2" выводы жгута тестовых проводов.
5. Установите сервопривод, как показано на рисунке и подсоединяйте в указанном ниже порядке отрицательный провод от источника питания напряжением 6 В к каждому из перечисленных зажимов. При этом проверяйте, ощущается ли легкая вибрация работающего шагового электродвигателя.
а) К красному и черному выводам (выводам "1" и "4");
б) К голубому и черному выводам (выводам "3" и "4");
в) К голубому и желтому выводам (выводам "3" и "6");
г) К красному и желтому выводам (выводам "1" и "6");
д) К красному и черному выводам (выводам "1" и "4");
е) Повторите проверку в обратной последовательности от пункта "д" до пункта "а".
6. Если в результате этих проверок ощущается легкая вибрация работающего сервопривода, то он считается исправным.