Детали установки сервомотора IAC
1 - TPS (с датчиком-выключателем закрытого положения дроссельной заслонки); 2 - Сервомотор IAC; 3 - Уплотнительная прокладка; 4 - Корпус дросселя
Внимание! Во избежание выхода из строя ЕСМ при выполнении описываемых ниже проверок используйте только цифровой вольтметр с высоким (свыше 10 МОм) импедансом!
Примечание. Оборудованный системой OBD-II автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания для считывания кодов неисправностей с применением специального сканера. Существует лишь несколько проверок (связанных с выявлением причин отказов при запуске двигателя), которые владелец транспортного средства может выполнить самостоятельно, во всех остальных случаях автомобиль следует отогнать в автосервис.
Кислородные датчики
Датчики О2, или l-зонды отслеживают процентное содержание кислорода в отработавших газах двигателя. Присутствующие в системе выпуска молекулы О2, вступая в реакцию с чувствительным элементом датчика, заставляют последний вырабатывать сигнальное напряжение. Амплитуда сигнала, в зависимости от концентрации кислорода может составлять от 0 до 1 В, причем сигнал ниже 0.4 В свидетельствует о высоком содержании О2, - обедненная воздушно-топливная смесь, свыше 0.6 В, - о низком (обогащенная смесь). ЕСМ непрерывно отслеживает поступающий от кислородного датчика сигнал, и на основании поступающих данных производит соответствующую корректировку состава воздушно-топливной, стараясь поддерживать его на оптимальном уровне (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, - стехиометрическое число), которому соответствует показание кислородного датчика 0.4÷0.6 В. Корректировка состава смеси производится за счет управления продолжительностью времени открывания инжекторов впрыска. Кислородный датчик начинает вырабатывать сигнальное напряжение только после того как будет прогрет до нормальной рабочей температуры, составляющей приблизительно 320°С. В виду сказанного, в процессе прогревания двигателя ЕСМ работает в режиме разомкнутого контура.
На моделях, оборудованных системой бортовой самодиагностики OBD-II обычно предусмотрено два кислородных датчика, один из которых устанавливается впереди каталитического преобразователя, другой - позади, что позволяет модулю управления поддерживать эффективность функционирования катализатора на максимальном уровне. Для ускорения выход датчиков в рабочий режим они могут оборудоваться электрическими нагревательными элементами.
Проверка
Внимание! Подключение сканера путем протыкания изоляции проводов чревато повреждением электропроводки, - вводите щупы измерителя в клеммы с обратной стороны разъема!
1. Не забывайте проверять исправность состояния всех входящих в состав системы кислородных датчиков.
Примечание. Доступ к кислородным датчикам обычно затруднен. Соблюдайте осторожность,- помните, что компоненты системы выпуска могут оставаться горячими в течение еще долгого времени после остановки двигателя и прижимание к их поверхности жгутов электропроводки может привести к разрушению их изоляции. Старайтесь, по возможности, производить проверку компонентов системы с применением специального сканера, позволяющего выявлять изменения сигнального напряжения в пределах тысячных долей вольта.
2. Отсоедините от датчика электропроводку.
3. Измерьте сопротивление между клеммами PWR и GRD датчика. Если результат измерения отличается от оговоренного нормативными требованиями номинального значения (6 Ом при температуре 20°С), следовательно нагревательный элемент датчика неисправен и сборка подлежит замене.
4. Восстановите исходное подсоединение электропроводки и запустите двигатель. Подключите цифровой вольтметр между клеммами HO2S и SIG RTN (GND) разъема датчика, - если флуктуации показаний измерителя происходят недостаточно быстро, либо выходят за пределы диапазона номинального диапазона (0.01÷1.0 В), замените датчик.
Снятие и установка
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.
3. Промаркируйте провода и отсоедините кислородный датчик от главной косы электропроводки двигателя.
4. При помощи специального ключа выверните датчик и снимите его с автомобиля.
5. Оцените состояние покрывающих рабочий элемент кислородного датчика отложений.
6. Перед установкой датчик следует смазать проникающим маслом.
7. Вверните датчик на свое штатное место и затяните его с требуемым усилием (37÷45 Н·м).
8. Восстановите исходное подсоединение электропроводки.
9. Опустите автомобиль на землю и подсоедините отрицательный провод к батарее.
Сервомотор системы стабилизации оборотов холостого хода (IAC)
Сервопривод системы IAC осуществлен на шаговом электромоторе с питанием по постоянному току. Встроенный в сборку сервомотора датчик непрерывно отслеживает положение привода и выдает соответствующую информацию на PCM, осуществляющий общее управление функционированием системы стабилизации оборотов холостого хода.
Проверка
1. Прижмите к сборке сервопривода IAC стетоскоп или большую отвертку. Попросите помощника включить зажигание, не запуская двигатель, - приводной электромотор должен издать несколько отчетливых щелчков, подтверждающих исправность состояния цепи на участке между PCM и сервоприводом системы. Далее переходите к проверке состояния собственно электромотора.
2. Отсоедините от сборки сервомотора электропроводку и омметром попарно прозондируйте клеммы 1-2 и 2-3 контактного разъема со стороны привода (не жгута!). Если результат измерения выходит за пределы допустимого диапазона (28÷33 Ом), замените электромотор IAC. При положительных результатах первого тестирования прозондируйте клеммы 5-4 и 5-6, - результат должен лежать в пределах того же диапазона. При отрицательных результатах проверки замените сервомотор.
Снятие и установка
1. Детали установки сервомотора IAC показаны на иллюстрации.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
3. Снимите впускной рукав воздухоочистителя.
4. Отсоедините подведенные к сервоприводу IAC шланги.
5. Выверните крепежные болты и снимите сборку сервопривода IAC с корпуса дросселя.
6. Установка производится в обратном порядке, - не забудьте заменить уплотнительную прокладку.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ECT)
Как ясно из его названия, датчик ECT служит для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя. По конструкции датчик представляет собой термистор, сопротивление которого изменяется обратно пропорционально изменению температуры. Датчик выдает снимаемую информацию на PCM, который использует получаемые данные при корректировках угла опережения зажигания, интенсивности потока EGR, состава воздушно-топливной смеси и пр. К датчику подведено два провода, по которым на него подается опорное напряжение в 5 В. Параметры выходного сигнала датчика определяются изменением зависящего от температуры сопротивления рабочего элемента.
Проверка
1. Слейте из двигателя охлаждающую жидкость, опустив ее уровень ниже уровня положения установленного на впускном трубопроводе датчика ECT.
2. Отсоедините от датчика электропроводку и снимите его с двигателя.
3. Опустите рабочий элемент датчика в сосуд с подогреваемой жидкостью, куда также должен быть опущен термометр.
4. Подключите к датчику омметр и начинайте подогревать воду, отслеживая характер изменения показаний измерителя в соответствии с показаниями термометра. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций (5.1÷6.5 кОм при 0°С; 2.1÷2.7 кОм при 20°С и 0.26÷0.36 кОм при 80°С. Неисправный датчик подлежит замене.
Примечание. Альтернативно проверка датчика ECT может быть произведена при помощи диагностического сканера.
Снятие и установка
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Слейте из двигателя охлаждающую жидкость, опустив ее уровень ниже уровня положения установленного на впускном трубопроводе датчика ECT.
3. Отсоедините от датчика электропроводку.
4. Выверните датчик и снимите его с двигателя.
5. Перед установкой резьбовую часть датчика следует смазать подходящим герметиком.
6. Вверните датчик на свое штатное место и затяните его с требуемым усилием (30 Н·м).
7. Залейте в систему охлаждения необходимое количество смеси требуемого сорта (см. Главу Настройки и текущее обслуживание).
8. Подсоедините к датчику ECT электропроводку (проследите за надежностью фиксации разъема).
9. Подсоедините отрицательный провод к батарее.
Датчик температуры всасываемого воздуха (IAT)
Датчик IAT входит в состав датчика измерения массы воздуха (MAF) и служит для контроля за температурой всасываемого в двигатель воздуха. Датчик, как и рассмотренный выше датчик ECT, представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом. Поступающую от датчика IAT информацию PCM использует при корректировках установок угла опережения зажигания и состава воздушно-топливной смеси. Кроме того, данная информация в комбинации с данными, поступающими от датчика давления используется при вычислении модулем управления массы подаваемого в цилиндры двигателя воздуха. Рабочий сигнал вырабатывается датчиком путем преобразования опорного 5-воьтового напряжения в соответствии с изменением сопротивления термочувствительного элемента сборки.
Проверка
1. Датчик IAT входит в состав сборки датчика измерения массы воздуха (MAF).
2. Отсоедините от датчика MAF электропроводку.
3. Измерьте сопротивление между клеммами 4 и 6 (все модели кроме 2.0 л DOHC)/6 и 8 (модели 2.0 л DOHC) контактного разъема датчика.
Примечание. Альтернативно проверка датчика IAT может быть произведена при помощи диагностического сканера.
4. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций (5.3÷6.7 кОм при температуре 0°С; 2.3÷3.0 кОм при температуре 20°С и 0.30÷0.42 кОм при температуре 80°С).
Примечание. Подогрев датчика можно осуществлять при помощи бытового фена.
5. Неисправный датчик подлежит замене.
Снятие и установка
Датчик IAT входит в состав датчика MAF, описание процедур снятия и установки которого приведено ниже в настоящем Разделе.
Датчик измерения массы воздуха (MAF)
Датчик MAF служит для измерения массы всасываемого в двигатель воздушного потока. Выдаваемая датчиком информация используется PCM при определении продолжительности времени открывания инжекторов. В качестве рабочего элемента ("горячий провод")в датчике MAF используется тонкая платиновая проволока, намотанная на керамическую болванку и залитая стеклом. Нить нагревается до значения, превышающего температуру окружающей среды на 200°С, а рабочий элемент обдувается потоком всасываемого в двигатель воздуха. Рабочий сигнал, определяющий температуру всасываемого воздуха, снимается с "холодного" элемента датчика MAF (датчик IAT).
Опорное напряжение подается на датчик MAF с PCM, заземление также организовано через модуль управления. Датчик возвращает модулю сигнал, амплитуда которого пропорциональна силе тока, протекающего через "горячий провод" рабочего элемента и обеспечивающего поддержание температуры последнего на заданном уровне. Усиление обдува рабочего элемента приводит к снижению резистивного сопротивления "горячего провода" и для удерживания температуры на прежнем уровне требуется большая сила тока. Амплитуда информационных импульсов сигнала прямо пропорциональна силе протекающего через рабочий элемент провода и при исправном функционировании датчика должна возрастать с увеличением расхода всасываемого в двигатель воздуха.
Проверка
1. Подключив мультиметр к обратной стороне клемм контактного разъема, измерьте напряжение датчика MAF.
2. При включенном зажигании (двигатель не запускайте) величина напряжения между клеммами BATT и GND должна составлять не менее 10.5 В. Если данное условие не выполняется, следует проверить состояние электропроводки контуров подачи питания и заземления датчика.
3. Теперь запустите двигатель и измерьте величину напряжения между клеммами GND и SIG. Если результат измерения составляет менее 4.5 В, проверьте состояние электропроводки контуров питания и заземления.
4. Не глуша двигатель, измерьте величину сигнального напряжения между клеммами GND и SIG RTN, - если результат измерения выходит за пределы диапазона 0.34÷1.96 В, замените датчик.
Снятие и установка
Внимание! Старайтесь не подвергать снятый датчик MAF ударным, температурным и химическим воздействиям!
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Отпустите фиксаторы крепления кожуха воздухоочистителя.
3. Ослабьте хомут крепления выпускного воздуховода на корпусе дросселя.
4. Снимите патрубок сапуна и отсоедините электропроводку от датчика MAF.
5. Снимите выпускной воздуховод, затем отсоедините его от крышки воздухоочистителя.
6. Отдайте четыре крепежных гайки и снимите сборку датчика MAF с крышки воздухоочистителя.
7. Установка производится в обратном порядке.
Датчик абсолютного давления во впускном трубопроводе (MAP)
Поступающая от датчика MAP информация является основополагающей в процессе управления компоновкой воздушно-топливной смеси. Используя данные о температуре и относительном давлении (данные об атмосферном давлении поступают с датчика BARO) во впускном трубопроводе, PCM вычисляет текущий расход всасываемого в двигатель воздуха и на основании анализа полученной информации определяет необходимо количество впрыскиваемого в камеры сгорания топлива.
Проверка
1. При помощи мультиметра проверьте напряжение на разъеме датчика MAP (щупы датчика вводятся в контактные клеммы с обратной стороны разъема).
2. Включите зажигание (двигатель не запускайте) и удостоверьтесь, что напряжение между клеммами SIG и GND составляет не менее 48 В, в противном случае проверьте состояние электропроводки контуров подачи питания и заземления, произведите необходимый восстановительный ремонт.
3. Запустите двигатель и замерьте напряжение между клеммами GND и SIG RTN разъема. Если результат измерения выходит за пределы допустимого диапазона (0.8÷2.4 В), замените датчик.
4. При положительных результатах последней проверки повторите измерение, резко выжав при этом педаль газа, - показание должно подняться до 2.4 В и стабилизироваться на данном уровне. Неисправный датчик подлежит замене.
Снятие и установка
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Отсоедините электропроводку от датчика MAP.
3. Выверните болты крепления датчика и снимите его с впускного трубопровода.
4. Установка производится в обратном порядке.
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS)
В основу конструкции датчика положения дроссельной заслонки (TPS) заложен потенциометр, т.е. резистор, сопротивление которого изменяется в результате механического перемещения подвижных компонентов. Датчик механически соединен с осью дроссельной заслонки и вырабатывает сигнальное напряжение, пропорциональное текущей величине сопротивления потенциометра, определяемой положением заслонки в корпусе дросселя. Сигнал с датчика выдается на PCM, который на основании анализа поступающих данных определяет положение и направление движения заслонки и соответствующим образом корректирует состав воздушно-топливной смеси, установку угла опережения зажигания и интенсивность подмешивания отработавших газов (EGR).
Модуль управления (PCM) организовывает подачу на TPS опорного напряжения (5 В) и заземления. Амплитуда рабочего сигнала датчика определяется положением ползунка связанного с осью дроссельной заслонки потенциометра и на холостых оборотах должна составлять около 0.9 В.
Проверка
Примечание. Регулировка TPS не представляется возможной, в случае нарушения исправности функционирования датчик должен быть заменен.
1. Запустите и при помощи цифрового вольтметра измерьте напряжение между клеммами SIG RTN и GND с задней стороны контактного разъема датчика, - при холостых оборотах показания должны лежать в пределах диапазона 0.2÷1.4 В.
2. Медленно переведите дроссельную заслонку в полностью открытое положение, - напряжение должно также медленно возрасти до 4.8 В.
3. Если сигнал отсутствует, проверьте исправность подачи на датчик опорного напряжения (5.0 В) и потенциала заземления (менее 0.3 В), в случае необходимости произведите соответствующий восстановительный ремонт электропроводки/замените PCM. Если питание и заземление в норме, замените датчик.
Примечание. Альтернативно проверка TPS может быть произведена при помощи диагностического считывателя сканерного типа.
Снятие и установка
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Отсоедините электропроводку от датчика положения дроссельной заслонки.
3. Выверните два крепежных винта и демонтируйте TPS с оси дроссельной заслонки.
4. Установка производится в обратном порядке, - проследите за правильностью ввода датчика в зацепление с осью заслонки.
Датчик положения распределительного вала (CMP)
На основании анализа поступающей от датчика CMP информации PCM определяет положение поршня первого цилиндра двигателя и использует полученные данные при вычислении фаз газораспределения. При пропусках сигналов CMP модуль управления осуществляет впрыска топлива в цилиндры в соответствии с результатами последнего удачного вычисления, что исключает вероятность самопроизвольных остановов двигателя в случае выхода датчика CMP из строя (эффективность отдачи силового агрегата может при этом в значительной мере снижаться).
Проверка
Датчик вырабатывает сигнал переменного тока, частота которого пропорциональна частоте вращения распределительного вала двигателя. Проверка датчика может быть произведена только с применением дорогостоящего диагностического оборудования, ввиду чего ее выполнение разумно будет поручить специалистам автосервиса компании Mitsubishi. Мониторинг функционирования датчика CMP может быть произведен с помощью диагностического считывателя сканерного типа, - следуйте инструкциями изготовителей прибора.
Снятие и установка
Модели 1.6 л, 2.0 л DOHC и 1.8 л с 1997 г. вып.
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Отсоедините от датчика электропроводку и снимите с корпуса дросселя монтажный кронштейн жгута проводов.
3. Выверните крепежные винты и снимите датчик с двигателя.
4. Установка производится в обратном порядке, - проследите за правильностью прокладки электропроводки и надежностью затягивания крепежа.
Модели 1.5 л, 2.4 л, 3.0 л SOHC, 3.5 л и 1.8 л 1993÷1996 г.г. вып.
На данных моделях датчик CMP встроен в распределитель зажигания. Описание процедур снятия и установки распределителя см. в Главе Электрооборудование двигателя настоящего Руководства.
Модели 3.0 л DOHC
1. Детали установки датчика CMP на моделях 3.0 л DOHC показаны на иллюстрации.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
3. Снимите газораспределительный ремень (см. Главу Двигатель). Отсоедините электропроводку от датчика CMP.
4. Отпустите крепежные болты и снимите датчик CMP с автомобиля.
5. Установка производится в обратном порядке.
Датчик положения/угла поворота коленчатого вала (CKP)
По поступающим от датчика CKP импульсным сигналам PCM определяет точное положение поршня каждого из цилиндров двигателя. На основании результатов анализа получаемой информации модуль управления определяет оптимальные моменты впрыска и воспламенения топлива.
Проверка
Как и в случае CMP выполнение проверки датчика CKP следует поручить специалистам автосервиса. Альтернативно можно воспользоваться диагностическим сканером.
Снятие и установка
Модели 2.0 л SOHC и 1.5 л 1990÷1996 г.г. вып.
На данных моделях CKP встроен в сборку распределителя зажигания, описание процедур снятия и установки которой представлено в Главе Электрооборудование двигателя.
Модели 1.6 л и 2.0 л DOHC
1. Детали установки датчика CKP на данных моделях показаны на сопроводительной иллюстрации.
2. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
3. Отсоедините от датчика CKP электропроводку и снимите монтажный кронштейн жгута проводов с корпуса дросселя.
4. Выверните крепежные винты и снимите датчик с двигателя.
5. Установка производится в обратном порядке, - проследите за правильностью прокладки электропроводки и надежностью затягивания крепежа.
Модели 1.8 л, 2.4 л, 3.0 л и 3.5 л с 1997 г. вып.
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Внимание! Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
2. Снимите газораспределительный ремень (см. Главу Двигатель).
3. Отсоедините электропроводку от датчика CKP.
4. Выверните крепежные боты и снимите датчик CKP с автомобиля.
5. Установка производится в обратном порядке.