Снятие
Перед началом снятия деталей выполните следующие операции.
а) Снимите декоративный кожух двигателя.
б) Стравите остаточное давление из магистрали высокого давления (см. главу "Система впрыска топлива (GDI)").
в) Снимите защитный кожух картера двигателя.
г) Слейте охлаждающую жидкость и моторное масло.
д) Снимите воздушный фильтр.
е) Снимите аккумуляторную батарею и поддон аккумуляторной батареи.
ж) Снимите ремни привода навесных агрегатов и ремень привода ГРМ.
з) Снимите крышки и прокладки крышек головки блока цилиндров.
и) (Двигатель 4G15) Снимите впускную трубу системы охлаждения.
к) (Двигатель 4G93) Снимите корпус термостата в сборе.
л) (Двигатель 4G15) Снимите регулировочную планку генератора.
м) (Двигатель 4G93) Снимите сервопривод клапана рециркуляции ОГ.
Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунке "Замена прокладки головки блока цилиндров".
При снятии деталей обратите внимание на следующие операции:
1. (Двигатель 4G93) Снятие верхнего шланга радиатора.
Перед отсоединением верхнего шланга радиатора нанесите установочные метки относительного положения на шланг и хомут шланга.
2. (Двигатель 4G93) Снятие шкива распределительного вала.
Зафиксируйте шкив распределительного вала от проворота с помощью специального вильчатого держателя и спецболтов.
Замена прокладки головки блока цилиндров (двигатель 4G15).1 - соединение приемной трубы системы выпуска, 2 - прокладка, 3 - кронштейн выпускного коллектора, 4 - направляющая трубка и щуп уровня масла двигателя в сборе, 5 - кронштейн подвеса двигателя, 6 - кольцевая прокладка, 7 - соединение шланга возврата топлива, 8 - соединение входного топливного шланга, 9 - кольцевая прокладка, 10 - болт крепления головки блока цилиндров, 11 - головка блока цилиндров в сборе, 12 - прокладка головки блока цилиндров.
Замена прокладки головки блока цилиндров (двигатель 4G93). 1 - соединение приемной трубы системы выпуска, 2 - прокладка, 3 - кронштейн выпускного коллектора, 4 - насос гидроусилителя рулевого управления, 5 - кронштейн насоса гидроусилителя рулевого управления.
Замена прокладки головки блока цилиндров (двигатель 4G93, продолжение). 6 - соединение верхнего шланга радиатора, 7 - соединение шланга отопителя, 8 - болт крепления фиксатора впускной трубы системы охлаждения, 9 - соединение шланга возврата топлива, 10 - болт крепления головки блока цилиндров, 11 - головка блока цилиндров в сборе, 12 - прокладка головки блока цилиндров.
б) Отверните болт крепления шкива распределительного вала.
3. (Двигатель 4G93) Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления в сборе с кронштейном.
Снимите насос гидроусилителя рулевого управления в сборе с кронштейном вместе с подсоединенными к нему шлангами.
Примечание: снятый насос гидроусилителя рулевого управления в сборе с кронштейном и шлангами привяжите проволокой и разместите в таком месте, где он не будет помехой при снятии и установке головки цилиндров в сборе.
4. Снятие головки блока цилиндров.
а) Установите распределительные валы так, чтобы их направляющие штифты находились в положении, показанном на рисунке.
б) С помощью специального инструмента ослабьте болты крепления в два-три приема (в последовательности, показанной на рисунке), и затем отверните их, после чего снимите головку блока цилиндров в сборе.
Установка
Установка деталей производится в порядке, обратном снятию.
При установке деталей обратите внимание на следующие операции.
1. Установка прокладки головки блока цилиндров.
а) С помощью специального скребка удалите остатки старой прокладки головки блока цилиндров с блока цилиндров.
Внимание: будьте осторожны, не допускайте попадания материала прокладки или других посторонних частиц в цилиндры, каналы системы охлаждения и каналы системы смазки.
б) Обезжирьте рабочую поверхность под прокладку на блоке цилиндров.
в) Убедитесь в наличии соответствующей идентификационной метки для данного двигателя на новой прокладке головки блока цилиндров.
г) Положите прокладку головки блока цилиндров на блок цилиндров.
Внимание: так как существует возможность неправильной установки прокладки головки блока цилиндров, то проверьте правильность установки прокладки перед установкой головки блока цилиндров (совпадение всех отверстий на прокладке и головке блока цилиндров). При неправильной установке прокладки возможно возникновение неисправностей, например, отсутствие доступа масла в головку блока цилиндров.
2. Установка головки блока цилиндров в сборе.
а) С помощью скребка удалите остатки старой прокладки головки цилиндров с головки блока цилиндров. Внимание: будьте осторожны, не допускайте попадания материала прокладки или других посторонних частиц в каналы системы охлаждения и каналы системы смазки.
б) При установке болтов крепления головки блока цилиндров длина болтов должна быть в пределах допустимого значения. Если длина болтов больше предельно допустимого значения, то необходимо заменить болты.
Предельно допустимое значение:
Двигатель 4G15 — не более 103,2 мм
Двигатель 4G93 — не более 96,4 мм
в) Смажьте небольшим количеством чистого моторного масла резьбу и шайбы болтов крепления головки блока цилиндров.
г) Установите шайбы болтов головки блока цилиндров стороной с фаской вверх, как показано на рисунке.
д) Перед установкой необходимо смазать небольшим количеством моторного масла верхнюю поверхность шайбы и резьбу болта.
е) Заверните болты крепления головки блока цилиндров, используя угловой метод затяжки, в следующем порядке (затяжка производится в последовательности номеров, указанных на рисунке):
Двигатель 4G15:
- (1) Затяните все болты моментом 49 ± 2 Н·м в порядке, указанном на рисунке;
- (2) Полностью ослабьте все болты в порядке, обратном указанному на рисунке.
- (3) Затяните все болты моментом 20 ± 2 Н·м в порядке, указанном на рисунке;
- (4) Доверните все болты на 90° (1/4 оборота, из положения "А" в положение "В") в порядке, указанном на рисунке;
- (5) Окончательно доверните все болты на 90° (1/4 оборота, из положения "В" в положение "С") в порядке, указанном на рисунке.
Двигатель 4G93:
- (1) Затяните все болты моментом 74 ± 2 Н·м в порядке, указанном на рисунке;
- (2) Полностью ослабьте все болты в порядке, обратном указанному на рисунке.
- (3) Затяните все болты моментом 20 + 2 Н·м в порядке, указанном на рисунке;
- (4) Доверните все болты на 90° (1/4 оборота, из положения "А" в положение "В") в порядке, указанном на рисунке;
- (5) Окончательно доверните все болты на 90° (1/4 оборота, из положения "В" в положение "С") в порядке, указанном на рисунке.
Примечание:
- После затяжки метки на болтах и головке блока цилиндров должны находиться на одной линии ("С").
- Если болт крепления головки блока цилиндров доворачивается на угол меньше 90° (1/4 оборота), то затяжка болта будет недостаточной (не будет обеспечена надежность газового стыка).
- Если болт крепления головки блока цилиндров затянуты моментом, превышающим номинальное значение, то полностью отверните болты крепления и выполните процедуру затяжки болтов, начиная с подпункта "б".
3. (Двигатель 4G93) Установка шкива распределительного вала.
а) Зафиксируйте шкив распределительного вала от проворота с помощью специального вильчатого держателя и спецболтов.
б) Заверните болт крепления шкива распределительного вала номинальным моментом.
Момент затяжки — 89 ±9 Н·м
4. (Двигатель 4G15) Установка кольцевой прокладки и входного топливного шланга.
а) Нанесите небольшое количество чистого моторного масла на кольцевую прокладку входного топливного шланга.
Внимание: не допускайте попадания моторного масла внутрь ТНВД.
б) Будьте осторожны, не повредите кольцевую прокладку при установке.
Поворачивая фланец топливного шланга из стороны в сторону, подсоедините его к ТНВД. После подсоединения проверьте, что фланец поворачивается свободно, без заеданий.
в) Если фланец топливного шланга не поворачивается плавно, то возможно, произошло защемление кольцевой прокладки. В этом случае отсоедините топливный шланг, проверьте состояние прокладки, при необходимости замените ее. Повторно подсоедините топливный шланг и снова проверьте плавность вращения фланца.
г) Затяните болты крепления шланга номинальным моментом.
Момент затяжки — 5 ±1 Н·м
5. Установка шланга возврата топлива.
Установите шланг возврата топлива так, чтобы идентификационная метка была направлена, как показано на рисунке.
Двигатель 4G15.
Двигатель 4G93.
6. (Двигатель 4G93) Установка верхнего шланга радиатора.
а) При подсоединении верхнего шланга радиатора наденьте шланг на патрубок до упора в выступ патрубка, затем затяните хомут.
б) Хомут шланга следует всегда устанавливать в положение, в котором хомут был установлен ранее. Поэтому перед установкой хомута совместите установочные метки на хомуте шланга и шланге радиатора, затем подсоедините шланг.
После завершения установки деталей выполните следующие операции:
- а) (Двигатель 4G93) Установите сервопривод клапана рециркуляции ОГ.
- б) (Двигатель 4G15) Установите регулировочную планку генератора.
- в) (Двигатель 4G93) Установите корпус термостата в сборе.
- г) (Двигатель 4G15) Установите впускную трубу системы охлаждения.
- д) Установите прокладки крышек и крышки головки блока цилиндров.
- е) Установите ремень привода ГРМ и ремни привода навесных агрегатов.
- ж) Отрегулируйте натяжение ремней привода навесных агрегатов (см. соответствующий раздел главы "Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок").
- з) Установите поддон аккумуляторной батареи и аккумуляторную батарею.
- и) Установите воздушный фильтр.
- к) Залейте охлаждающую жидкость и моторное масло.
- л) Установите защитный кожух картера двигателя.
- м) Выполните процедуру удаления воздуха из топливопровода высокого давления (см. соответствующую процедуру при установке ТНВД в главе "Система впрыска топлива (GDI)").
- н) Проверьте отсутствие утечек топлива.
- о) Установите декоративный кожух двигателя.