Снятие
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Снимите давление топлива в системе питания.
3. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.
4. Снимите шланг воздухозаборника.
5. Снимите ремень привода ГРМ.
Рис. 3.38. Подсоединение разъемов и шлангов к головке блока цилиндров двигателя SOHC: 1 – наконечники высоковольтных проводов; 2 – разъемы форсунок; 3 – болт, 22 Н·м; 4 – болт, 44 Н·м; 5 – кронштейн и узел насоса гидроусилителя рулевого управления в сборе; 6 – болт, 49 Н·м; 7 – болт, 44 Н·м; 8 – соединение шлангов отопителя; 9 – соединение шлангов системы охлаждения; 10 – соединение вакуумного шланга; 11 – разъем датчика положения дроссельной заслонки; 12 – разъем сервопривода регулятора частоты вращения холостого хода; 13 – разъем датчика положения педали акселератора (автомобили с системой TCL); 14 – соединение шланга вакуумного усилителя тормозов; 15 – разъемы распределителя зажигания; 16 – соединение шланга возврата топлива; 17 – соединение топливного шланга высокого давления; 18 – кольцевая прокладка; 19 – трос педали акселератора; 20 – болт, 10 Н·м
6. Отверните болты и отсоедините трос педали акселератора 19 (рис. 3.38).
7. Потянув вверх, снимите наконечники 1 высоковольтных проводов.
8. Отсоедините разъемы датчика положения дроссельной заслонки 11, сервопривода регулятора частоты вращения холостого хода 12, датчика положения педали акселератора (автомобили с системой TCL) 13, распределителя зажигания 15 и форсунок 2.
9. Ослабьте хомут и отсоедините шланг возврата топлива 16.
10. Отвинтите болты, отсоедините топливный шланг высокого давления и снимите прокладку 18.
11. Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозов 14.
12. Отсоедините вакуумный шланг 10.
13. Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения 9.
14. Ослабьте хомуты и отсоедините шланги отопителя 8.
15. Отверните болты и снимите кронштейн и узел 5 насоса гидроусилителя рулевого управления в сборе вместе с подсоединенными к нему шлангами.
16. Снятый насос гидроусилителя рулевого управления в сборе с кронштейном и шлангами привяжите проволокой и разместите так, чтобы он не мешал при снятии и установке головки блока цилиндров в сборе.
Рис. 3.39. Прокладка головки блока цилиндров двигателей SOHC: 1 – шланг принудительной вентиляции картера; 2 – крышка головки блока цилиндров; 3 – соединение шланга радиатора; 4 – шланг отвода газов (PCV); 5 – задняя крышка ремня привода ГРМ; 6 – болт, 10–12 Н·м; 7 – шкив распределительного вала; 8 – болт, 88 Н·м; 9 – прокладка головки блока цилиндров; 10 – прокладка; 11 – болт, 49 Н·м; 12 – приемная труба системы выпуска отработавших газов; 13 – болт, 50 Н·м; 14 – болт, 26–33 Н·м; 15 – соединение шланга радиатора; 16 – кольцевая прокладка; 17 – входной патрубок и термостат в корпусе в сборе; 18 – болт, 22–25 Н·м; 19 – головка блока цилиндров в сборе; 20 – уплотнительное кольцо направляющих трубок свечей зажигания; 21 – болт крепления головки блока цилиндров, 78 Н·м +0 Н·м + 20 Н·м + 90° + 90°
17. Ослабьте хомут и отсоедините шланг радиатора 3 (рис. 3.39).
18. Отверните болты и снимите входной патрубок и термостат в корпусе в сборе 17 и кольцевую прокладку 16.
19. Отсоедините шланг 1 принудительной вентиляции картера и шланг 4 отвода газов (PCV).
20. Отверните болты и снимите крышку 2 головки блока цилиндров.
21. Используя специальное приспособление, зафиксируйте шкив распределительного вала от проворачивания, отверните болт и снимите шкив распределительного вала.
22. Отверните болты и снимите заднюю крышку 5 ремня привода ГРМ.
23. Отверните гайки и снимите приемную трубу 12 и прокладку 10 системы выпуска отработавших газов.
Рис. 3.40. Последовательность выворачивания болтов крепления головки блока цилиндров: А – сторона впускных клапанов; В – сторона выпускных клапанов
24. Выверните болты 21 крепления головки цилиндров в 2 или 3 этапа в последовательности, приведенной на рис. 3.40, и затем снимите головку блока цилиндров в сборе.
Внимание! При выворачивании болтов крепления головки блока цилиндров будьте осторожны, не повредите и не деформируйте направляющие трубки свечей зажигания, так как их не заменяют.
25. Извлеките уплотнительные кольца 20 (см. рис. 3.39) направляющих трубок свечей зажигания.
26. Соблюдая осторожность, снимите головку 19 блока цилиндров в сборе.
27. Снимите прокладку 9 головки блока цилиндров.
Подготовка к установке
1. Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в каналы систем смазки и охлаждения. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к элементам двигателя. При необходимости очистите каналы.
2. Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров на наличие зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Небольшие повреждения можно удалить механической обработкой. Но при значительных повреждениях детали необходимо заменить.
3. Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность привалочных поверхностей.
4. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Вворачивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из-за возникновения гидравлического давления.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
1. Обезжирьте прилегающие поверхности прокладки.
2. Проверьте совпадение всех отверстий на прокладке и головке блока цилиндров.
3. Перед установкой болтов проверьте длину стержня болта (до головки), которая должна быть не более 96,4 мм. При превышении этого значения болт подлежит замене.
4. Шайбу болта следует устанавливать таким образом, чтобы поверхность шайбы с фаской находилась сверху.
5. Перед установкой необходимо смазать небольшим количеством моторного масла верхнюю поверхность шайбы и резьбу болта.
Рис. 3.41. Последовательность вворачивания болтов крепления головки блока цилиндров: А – сторона впускных клапанов; В – сторона выпускных клапанов
6. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в несколько этапов в последовательности, показанной на рис. 3.41.
Этапы затяжки болтов:
- 1-й – затяните моментом 78 Н·м;
- 2-й – полностью ослабьте все болты в последовательности, обратной показанной на рис. 3.41;
- 3-й – затяните моментом 20 Н·м;
- 4-й – доверните болты на 90°. Нанесите краской метки на головках болтов и головке блока цилиндров;
- 5-й – доверните болты еще на 90°. Метки на болтах и головке блока цилиндров должны находиться на одной линии.
Внимание! Всегда вворачивайте болт на угол строго равный 90°. В противном случае болт крепления головки цилиндров может быть ослаблен (не будет обеспечена надежность соединения). Если болт довернут на угол больший 90°, необходимо полностью его ослабить и повторить все операции по затяжке болтов.
Рис. 3.42. Расположение болта крепления подводящей трубки (1) системы охлаждения
7. При установке подводящей трубки системы охлаждения ослабьте болт крепления подводящей трубки, как показано на рис. 3.42.
Рис. 3.43. Место нанесения (1) герметика в виде валика диаметром 3±0,5 мм Mitsubishi Genuine Part MD970389 или подобного ему на сопрягаемую поверхность входного патрубка (2)
8. При установке входного патрубка и термостата в сборе нанесите слой герметика на сопрягаемую поверхность входного патрубка (рис. 3.43).
9. Смочите водой кольцевую уплотнительную прокладку подводящей трубки системы охлаждения и вставьте корпус термостата в подводящую трубку системы охлаждения.
10. Затяните болты крепления корпуса термостата в сборе.
11. Затяните болт крепления подводящей трубки системы охлаждения.
12. При установке шкива распределительного вала зафиксируйте шкив от проворачивания специальным инструментом, как при снятии, и затяните болт моментом 88 Н·м.
Рис. 3.44. Установка топливного шланга высокого давления: 1 – место смазки моторным маслом; 2 – топливный шланг высокого давления; 3 – кольцевая прокладка
13. При установке топливного шланга высокого давления смажьте кольцевую прокладку небольшим количеством чистого моторного масла (рис. 3.44).
Внимание! Не допускается попадание масла внутрь топливной рампы.
14. Слегка поворачивая фланец топливного шланга вправо-влево, осторожно вставьте его в топливную рампу, чтобы не допустить повреждения кольцевой уплотнительной прокладки. После установки проверьте, чтобы шланг плавно поворачивался в топливной рампе.
15. Если фланец шланга заедает при повороте, причиной может быть повреждение кольцевой уплотнительной прокладки. Отсоедините фланец (в сборе со шлангом) от топливной рампы и осмотрите прокладку на отсутствие повреждений, затем вставьте его обратно и проверьте плавность поворота.
16. Затяните болты крепления.
17. Установите ремень привода ГРМ.
18. Установите шланг воздухозаборника.
19. Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
20. Отрегулируйте трос педали акселератора.