Снятие
Перед началом снятия деталей выполните следующие операции:
- а) Снимите декоративный кожух двигателя.
- б) Снимите защитный кожух картера двигателя.
- в) Снимите опорный кронштейн и опору двигателя в сборе.
- г) Снимите регулировочную планку генератора.
Снятие деталей производится в порядке номеров, указанном на рисунках "Снятие шкива коленчатого вала" и "Замена ремня привода ГРМ".
При снятии деталей обратите внимание на следующие операции:
1. Снятие ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера.
а) Ослабьте стопорную гайку ролика натяжителя ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1170.jpg)
б) Ослабьте регулировочный болт для сброса натяжения ремня, затем снимите ремень.
Внимание: в случае повторного использования ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
2. Снятие ремня привода генератора.
а) Ослабьте стопорный болт на регулировочной планке генератора и болт шарнирного соединения.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1171.jpg)
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1172.jpg)
Снятие шкива коленчатого вала (двигатель 4G93). 1 - ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления и компрессора кондиционера, 2 - ремень привода генератора, 3 - шкив коленчатого вала, 4 - направляющая пластина.
б) Вращением регулировочного болта сбросьте натяжение ремня привода генератора, затем снимите ремень.
Внимание: в случае повторного использования ремня привода генератора необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
3. Снятие шкива коленчатого вала.
С помощью специального инструмента зафиксируйте шкив коленчатого вала от проворота и отверните болт крепления шкива коленчатого вала.
Внимание: надежно закрепите специальный инструмент, чтобы он не перемещался.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1173.jpg)
4. Снятие ремня привода ГРМ.
а) Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на шкивах распределительных валов и зубчатом шкиве коленчатого вала с соответствующими установочными метками, чтобы установить поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.
Внимание: всегда проворачивайте коленчатый вал только по часовой стрелке.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1174.jpg)
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1175.jpg)
Если натяжитель ремня привода ГРМ необходимо не снимать или снять с зафиксированным штоком, то:
Вверните специальный стержень в отверстие кронштейна крепления навесного оборудования так, чтобы оно упиралось в канавку на рычаге натяжителя.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1176.jpg)
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1177.jpg)
Замена ремня привода ГРМ (двигатель 4G93). 1 - разъем датчика положения коленчатого вала, 2 - стойка насоса гидроусилителя рулевого управления, 3 - передняя верхняя крышка ремня привода ГРМ, 4 - передняя нижняя крышка ремня привода ГРМ, 5 - боковой опорный кронштейн двигателя, 6 - ремень привода ГРМ, 7 - натяжитель ремня привода ГРМ (автоматический), 8 - ролик натяжителя, 9 - рычаг ролика натяжителя, 10 - втулка, 11 - направляющий ролик.
- Медленно вворачивайте специальный стержень, чтобы совместить отверстие "В" на корпусе натяжителя с отверстием "А" на штоке натяжителя.
Внимание: когда стержень упрется в рычаг натяжителя, отверните его на 30° е течение 1 секунды, затем снова продолжайте заворачивать. Если стержень заворачивается с трудом, то будьте осторожны, не допускайте изгибания штока натяжителя.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1178.jpg)
- Вставьте жесткую "L''-образную проволоку диаметром 2 мм в отверстие корпуса натяжителя.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1179.jpg)
в) При необходимости проверните коленчатый вал и расположите метку зубчатого шкива коленчатого вала на 3 зуба до соответствующей установочной метки на блоке цилиндров.
Внимание: если все установочные метки не совмещены, то клапаны могут "встретиться" с поршнем при ) повороте шкива распределительного вала, когда поршень находится в ВМТ.
г) Ослабьте регулировочный болт ролика натяжителя и снимите ремень привода ГРМ.
Внимание: в случае повторного использования ремня привода ГРМ необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения (по часовой стрелке).
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1180.jpg)
Проверка
Проверка натяжителя ремня привода ГРМ
1. Проверьте натяжитель на отсутствие утечек масла. При наличии утечек замените натяжитель ремня привода ГРМ.
2. Проверьте шток на отсутствие износа и повреждения, при необходимости замените натяжитель ремня привода ГРМ.
3. Измерьте величину выступания штока. Если эта величина не соответствует номинальному значению, то замените натяжитель ремня привода ГРМ.
Номинальное значение (А) — 11 мм
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1181.jpg)
4. Возьмите натяжитель ремня привода ГРМ в руки. Надавите на шток натяжителя (например, уперев его в блок цилиндров), приложив усилие 98-196 Н, и затем измерьте ход штока "В". Если ход штока выходит за пределы номинального значения, то замените натяжитель ремня привода ГРМ.
Номинальное значение (В) — 1 мм или меньше
Примечание: данную проверку можно выполнить с помощью тисков. При установке корпуса натяжителя в тиски убедитесь, что корпус не перекошен по отношению к губкам тисков. Если шток легко утапливается, то замените натяжитель. Если натяжитель исправен, то утапливание штока требует значительных усилий.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1182.jpg)
Проверка ролика натяжителя и направляющего ролика
Примечание: при замене ремня привода ГРМ рекомендуется одновременная замена всех роликов.
1. Проверьте легкость и плавность вращения роликов.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1183.jpg)
2. Убедитесь в отсутствии чрезмерного люфта в подшипниках и посторонних шумов при вращении ролика. Замените при необходимости.
Установка
Внимание:
- Поскольку вода или масло могут серьезно уменьшить срок службы ремня привода ГРМ, то при снятии деталей обеспечьте, чтобы ремень привода ГРМ, шкивы и кронштейн механизма натяжения были чистыми и сухими, никогда не мойте их. Загрязненные детали должны быть заменены.
- Если какая-нибудь из деталей замаслена, то проверьте отсутствие утечки масла через сальники (в том числе передний сальник распределительного вала).
- Проверьте состояние и плавность вращения ролика натяжителя.
- Если устанавливается ремень привода ГРМ, бывший в эксплуатации, то проверьте его состояние.
Установка производится в порядке, обратном снятию.
При установке деталей обратите внимание на следующие операции:
1. Установка натяжителя ремня привода ГРМ (если шток натяжителя находится в своем полностью выдвинутом положении).
а) Установите натяжитель ремня привода ГРМ в тиски с накладками из мягкого материала.
б) Постепенно сжимая тиски, утапливайте шток натяжителя ремня привода ГРМ так медленно, насколько это возможно до совмещения отверстия "А" в штоке с отверстием "В" в корпусе натяжителя.
Внимание:
- Натяжитель должен быть установлен под прямым углом к поверхности губок тисков, без перекоса.
- Если утапливать шток слишком быстро, то он может быть поврежден или погнут, поэтому выполняйте эту операцию медленно.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1184.jpg)
б) Вставьте проволоку диаметром 2 мм в отверстие для фиксации штока в корпусе натяжителя.
Примечание: проволока должна быть достаточно жесткой (типа рояльной струны и т.д.), и должна быть согнута под прямым углом (в форме "L").
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1185.jpg)
в) Закрепите натяжитель ремня привода ГРМ на двигателе, затяните болты крепления номинальным моментом.
Момент затяжки 12 -14 Н-м
2. Установка ремня привода ГРМ.
Внимание:
- Выполняйте установку ремня привода ГРМ так, чтобы натяжение ремня не ослаблялось между шкивами и роликами.
- Устанавливайте бывший в эксплуатации ремень так, чтобы стрелка с обратной его стороны совпадала с направлением вращения ремня (по часовой стрелке).
а) Ослабьте регулировочный болт натяжителя.
б) Проверьте, что метки шкивов распределительных валов и зубчатого шкива коленчатого вала совмещены с соответствующими установочными метками (при этом поршень цилиндра №1 будет находиться в ВМТ такта сжатия). Если все метки совмещены, то переходите к подпункту "д".
Внимание: если установочные метки не совмещены, то клапаны могут "встретиться" с поршнем при повороте шкива распределительного вала, когда поршень находится в ВМТ.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1186.jpg)
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1187.jpg)
в) Если установочные метки не совмещены, то их необходимо совместить следующим образом:
- Осторожно поверните коленчатый вал таким образом, чтобы метка на зубчатом шкиве коленчатого вала не доходила до метки на блоке цилиндров на три зуба (т. е. поршень цилиндра №1 немного не доходит до ВМТ такта Сжатия).
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1188.jpg)
- Проверните распределительные валы и совместите метки шкивов с установочными метками, как показано на рисунке.
Внимание: при повороте шкива распределительного вала на один полный оборот (для совмещения меток), когда шкив другого распределительного вала остается неподвижной (метки совмещены), может произойти соударение впускных и выпускных клапанов вследствие нарушения фаз газораспределения.
- Совместите метку зубчатого шкива коленчатого вала с установочной меткой на корпусе масляного насоса.
г) Для упрощения работы допускается оставить шкивы в положении, когда метки на шкивах распределительных валов расположены на 2 зуба, а метка зубчатого шкива коленчатого вала на 3 зуба до соответствующих установочных меток на блоке цилиндров. В этом случае установка ремня производится, начиная со шкивов распределительных валов. Далее при установке ремня на зубчатый шкив коленчатого вала его необходимо повернуть по часовой стрелке на 1 зуб.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1189.jpg)
д) Установите ремень привода ГРМ на зубчатый шкив коленчатого вала, затем на шкив насоса охлаждающей жидкости и направляющий ролик.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1190.jpg)
е) Установите ремень привода ГРМ на шкив распределительного вала выпускных клапанов и зафиксируйте ремень зажимом в позиции, показанной на рисунке.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1191.jpg)
ж) Убедитесь, что метки шкивов совмещены с установочными меткам» и, зафиксировав относительное положение шкивов распределительных валов с помощью двух ключей, установите ремень привода ГРМ на шкив распределительного вала впускных клапанов.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1192.jpg)
з) С помощью другого зажима зафиксируйте ремень привода ГРМ на шкиве распределительного вала впускных клапанов в позиции, пока занной на рисунке.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1193.jpg)
и) Установите ремень привода ГРМ на ролик натяжителя ремня.
к) Вставьте штифты специального приспособления в 2 отверстия ролика натяжителя, поднимите ролик натяжителя в направлении, указанном стрелкой, и затяните стопорный болт ролика натяжителя.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1194.jpg)
л) Снимите два зажима, которые фиксировали ремень на шкивах.
м) Убедитесь в том, что все установочные метки совмещены, затем отрегулируйте натяжение ремня привода ГРМ.
3. Регулировка натяжителя ремня привода ГРМ.
а) Сначала поверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, затем, проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, совместите установочные метки.
б) Ослабьте стопорный болт ролик натяжителя и с помощью специального инструмента и динамометрического ключа приложите момент к ролику натяжителя (натяните ремень).
Номинальное значение имеет, приложенный ролику натяжителя — 2,6 Н-м
в) Затем, удерживая ролик натяжителя от проворота с помощью специального приспособления, затяните стопорный болт номинальным моментом затяжки.
Внимание: при затяжке стопорного болта убедитесь в том, что вал ролика натяжителя не поворачивается вместе с болтом.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1195.jpg)
г) Извлеките L-образную проволоку, которая была вставлена в отверстие корпуса натяжителя ремня привода ГРМ (для фиксации штока).
Замечание: перед снятием убедитесь, что проволока может быть легко извлечена из отверстия корпуса натяжителя.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1196.jpg)
д) Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и совместите установочные метки.
е) Подождите, по крайней мере, пять минут, и затем снова проверьте, что "L''-образная проволока может быть легко установлена в натяжитель ремня привода ГРМ и легко извлечена из него. Если проволока не может быть легко вставлена в отверстие натяжителя ремня привода ГРМ, то проверьте, что величина выступания штока натяжителя находится в диапазоне номинальных значений.
Номинальное значение (А) 3,8 - 4,5 мм
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1197.jpg)
ж) Если величина выступания штока не соответствует диапазону номинальных значений, то повторите операции по п.п. с "а" по "ж".
з) Снова проверьте, что метки всех шкивов совмещены с установочными метками.
4. Установка передней нижней крышки ремня привода ГРМ.
а) Установите первым болт, показанный на рисунке.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1198.jpg)
б) Установите остальные болты, затяните их номинальным моментом.
Момент затяжки — 10 -12 Н м
5. Установка направляющей пластины и шкива коленчатого вала.
а) Очистите, затем обезжирьте поверхность шкива коленчатого вала, контактирующей с направляющей пластиной.
Примечание: обезжиривание необходимо для улучшения сопряжения деталей.
б) Очистите резьбовое отверстие в торце коленчатого вала, торец вала, шайбу болта крепления шкива и поверхности, с ней контактирующие.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1199.jpg)
в) Установите направляющую пластину на коленчатого вала, расположив ее, как показано на рисунке.
![](https://www.mitsubishiman.ru/img/lancer/1200.jpg)
г) Смажьте минимальным количеством моторного масла привалочную поверхность (конус) носка коленчатого вала и резьбу болта коленчатого вала.
д) Перед установкой болта крепления шкива коленчатого вала необходимо установить шайбу болта стороной с фаской к болту.
е) С помощью специального инструмента зафиксируйте шкив коленчатого вала от поворота или зафиксируйте маховик от поворота, и установите болт крепления шкива коленчатого вала, затянув номинальным моментом.
Момент затяжки — 178- 186 Н-м
Внимание: надежно закрепите специальный инструмент, чтобы он не проворачивался.
После завершения установки деталей выполните следующие операции:
- а) Установите регулировочную планку генератора.
- б) Установите опорный кронштейн и опору двигателя в сборе.
- в) Установите защитный кожух картера двигателя.
- г) Выполните регулировку натяжения ремней привода навесных агрегатов (см главу "Техническое обслуживание и общие процедуры проверок и регулировок").
- д) Установите декоративный кожух двигателя.