Устройство
Система рециркуляции выхлопных газов применяется для снижения пиковых температур пламени в камерах сгорания. Небольшое количество выхлопных газов выводится из выпускного коллектора и повторно подается во впускной коллектор, где смешивается с подаваемой воздушно-топливной смесью и попадает в цилиндр. При более низкой температуре сгорания содержание оксидов азота в выхлопных газах уменьшается.
Система РВГ состоит из клапана РВГ, регулирующего приток выхлопных газов, а также различных вакуумных и электрических контрольных устройств, исключающих несвоевременное срабатывания системы РВГ. Необходимость в РВГ отсутствует в случае, когда двигатель имеет достаточно низкую температуру, чтобы понизить температуру пламени в двигателе. Применение РВГ при этом привело бы к неустойчивой работе двигателя, поэтому функция РВГ отключается посредством либо термоклапана, либо компьютера впрыска топлива (контролирующего температуру охлаждающей жидкости). Кроме того, РВГ отключается и при холостых оборотах на прогретом двигателе, чтобы не допустить возникновения неустойчивых оборотов или «дергания» при нажатии на педаль акселератора (газа).
Понижение температуры сгорания ведет также и к некоторому снижению мощности. В силу этого при переходе двигателя в режим вождения с полностью открытой дроссельной заслонкой предусмотрено отключение функции РВГ. Обычно разрежение, воздействующее на клапан РВГ, преодолевает усилие натяжения пружины внутри клапана и удерживает ее открытой. При полностью открытой дроссельной заслонке разрежение, воздействующее на РВГ, понижается, и пружина закрывает клапан. Общим признаком неисправности РВГ является легкая детонация двигателя при частично открытой дроссельной заслонке, наиболее заметная под нагрузкой, т.е. при подъеме в гору или при перевозке нескольких пассажиров. Клапан РВГ может стать причиной неустойчивых и неровных оборотов на холостом ходу. Если двигатель отрегулирован правильно, а другие причины (нарушение вакуума, некачественные провода свечей зажигания) устранены, то при появлении неустойчивых оборотов на холостом ходу неисправность заключается в РВГ.
Проверка
На остывшем двигателе отсоедините вакуумный шланг корпуса дроссельной заслонки.
Заглушите патрубок, из которого был извлечен шланг. Запустите двигатель. На двигателях с впрыском топлива система РВГ не будет поддерживать разрежение при холодном двигателе, работающем на холостом ходу.
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. Перед проверкой температура охлаждающей жидкости должна составлять 80-85°С. С помощью насоса создайте разрежение в 30-43 мм рт. ст. Система РВГ должна поддерживать разрежение, при этом работа на холостом ходу не будет сопровождаться заметными изменениями.
На двигателе с впрыском топлива дайте нагретому двигателю работать на холостом ходу, как это указывалось выше. Создайте разрежение в 83 мм.рт. ст. и прослушайте работу двигателя При достижении нужной степени разрежения холостой ход станет неустойчивым, неровным, двигатель может даже глохнуть, как только клапан РВГ откроется и пропустит выхлопной газ. Система должна поддерживать разрежение приоткрытом клапане.