Примечание:
- При эксплуатации автомобиля в высокогорье (на большой высоте над уровнем моря) или езде на не-прогретом двигателе происходит небольшое увеличение угла опережения зажигания для обеспечения оптимального режима работы двигателя. Кроме того, при возникновении детонации угол опережения зажигания постепенно уменьшается до тех пор, пока детонация не прекратится.
- Когда вариатор или автоматическая КПП переключает передачи, то угол опережения зажигания уменьшается для снижения крутящего момента двигателя, таким образом устраняя толчки автомобиля при переключении передач.
Система зажигания бесконтактная, в ней установлены катушки зажигания со встроенными силовыми транзисторами. На двигатели 4G15-MPI и 4G93-MPI устанавливается одна катушка зажигания на каждые два цилиндра.
На двигатели 4G15-GDI и 4G93-GDI устанавливается отдельная катушка зажигания для каждого цилиндра.
Проверки и регулировки
Внимание: проверку силового транзистора следует проводить быстро (не более 10 секунд), в целях предотвращения перегорания обмотки катушки зажигания и выхода из строя силового транзистора.
Примечание: для проверки датчика детонации (см. диагностический код неисправности Р0325), датчика положения коленчатого вала и датчика положения распределительного вала см. раздел "Проверка компонентов системы впрыска топлива" в главе "Система впрыска топлива".
Проверка сопротивления проводов высокого напряжения (двигатели MPI)
1. Проверьте каждый провод высокого напряжения на отсутствие трещин и повреждений изоляции провода и колпачка.
2. Измерьте сопротивление каждого свечного провода высокого напряжения.
Предельно допустимое значение — макс. 22 кОм
Проверка катушек зажигания и встроенных силовых транзисторов
1. (Двигатели 4G15-MPI и 4G93-MPI) Измерение сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания.
Измерьте сопротивление между выводами (для свечных проводов) катушки зажигания каждой пары цилиндров (№1 и №4, №2 и №3), как показано на рисунке.
Номинальное значение — 8,5 -11,5 кОм
2. Проверка силового транзистора и первичной обмотки каждой катушки зажигания.
Примечание: при проверке следует использовать аналоговый мультиметр.
а) Подсоедините провод отрицательного вывода источника питания напряжением 1,5 В к выводу "2" силового транзистора.
б) Проверьте состояние цепи между выводами "1" и "2", когда вывод "3" силового транзистора и провод положительного вывода источника питания соединены и разъединены.
Примечание: подсоедините пробник "минуса" мультиметра к выводу "1" разъема силового транзистора.
в) Замените катушку зажигания при наличии неисправности.
3. Проверка вторичной обмотки катушки зажигания (модели без датчика неисправности системы зажигания).
Примечание: выполнение проверки сопротивления (цепи) вторичной обмотки катушки зажигания невозможно, так как в цепь интегрирован диод.
а) Отсоедините разъем катушки зажигания.
б) Снимите катушку зажигания и установите в ее разъем высокого напряжения новую свечу зажигания.
в) Подсоедините разъем катушки зажигания.
г) Соедините с "массой" боковой электрод свечи зажигания.
д) Проверните коленчатый ваг двигателя стартером и проверьте "проскакивания" искры.
е) Если искра "не проскакивает", то замените катушку зажигания заведомо исправной, затем повторите проверку.
ж) Если с новой катушкой зажигания искра "проскакивает", то старая катушка зажигания была неисправна. Если искры нет, то проверьте цепи системы зажигания.
Проверка цепей обмоток катушек зажигания с помощью осциллографа (двигатели MPI)
Проверка напряжения в цепи вторичной обмотки катушки зажигания
1. Стандартный метод измерения.
а) Установите датчик мотор-тестера для измерения вторичного напряжения на свечной провод высокого напряжения для цилиндров №2 и №4 или №1 и №3.
Примечание:
- Максимальный импульс вторичного напряжения (напряжение пробоя / образования искры) будет менять свою полярность при подсоединении датчика мотор-тестера к свечным проводам различных цилиндров.
- Поскольку в данной системе зажигания образование искры происходит одновременно на электродах двух цилиндров, то на дисплее появляются импульсы вторичного напряжения для каждой пары цилиндров (цилиндры №1-4 и №2-3, соответственно). Однако приемлема для наблюдения форма сигнала вторичного напряжения только того цилиндра, к свечному проводу которого подсоединен датчик мотор-тестера.
б) Подсоедините к свечному проводу высокого напряжения синхронизирующий датчик мотор-тестера.
Примечание: подсоедините синхронизирующий датчик мотор-тестера к свечному проводу цилиндра, к которому подсоединен датчик мотор-тестера для снятия сигналов вторичного напряжения. При этом определение сигнала вторичного напряжения, который принадлежит проверяемому цилиндру, может быть затруднено. Для справки запомните, что сигнал вторичного напряжения проверяемого цилиндра (к свечному проводу которого подсоединен датчик) будет устойчивым.
2. Проверьте соответствие формы сигнала рисунку, когда двигатель работает на базовой частоте вращения холостого хода. При наблюдении сигнала обратите внимание на следующие пункты.
Внимание: так как измерения выполнены с использованием датчика бесконтактного типа, то измеренные значения напряжения будут отличаться от действительных величин.
а) Точка "А": Высота, длина и наклон линии искрового разряда указывают на следующие тенденции, приведенные в соответствующей таблице (см. примеры "а", "б", "в" и "г" в пункте "3").
Таблица. Оценка высоты, длины и наклона линии искрового разряда (точка "А").
б) Точка "В": Количество колебаний на участке затухающих колебаний (см. пример "д" в пункте "3"). Если количество колебаний три или более, то катушка и конденсатор исправны. Если количество колебаний меньше трех, то катушка и конденсатор неисправны.
в) Точка "С": Количество колебаний в начале периода накопления энергии (см. пример "д" в пункте "3"). Если количество колебаний 5 - 6 или более, то катушка зажигания исправна. Если количество колебаний меньше пяти, то катушка зажигания неисправна.
г) Точка "D": Величина напряжения пробоя (образование искры, распределение по цилиндрам) указывает на следующие тенденции, приведенные в соответствующей таблице.
Таблица. Оценка величины напряжения пробоя (образование искры, распределение по цилиндрам) (точка "D").
3. Примеры отклонений от нормальной формы сигнала.
а) Из-за увеличенного зазора между электродами свечи линия горения искры высокая и короткая.
б) Так как зазор между электродами свечи слишком мал, то линия горения искры низкая, длинная, с наклоном. Кроме этого, есть искажения (колебания) во второй половине участка линии горения искры. Причиной могут быть неисправности в системе зажигания: пропуски, перебои в зажигании.
в) Из-за отложений, загрязнения на электродах и изоляторе свечи зажигания (ненормальное искрообразование в промежутке между электродами свечей зажигания) линия горения искры низкая, длинная, с наклоном. Однако при этом почти не наблюдаются искажения (колебания) этой линии.
г) Из-за плохого контакта свечного провода высокого напряжения (вызывает двойное проскакивание искры) линия горения искры короткая и очень высокая.
д) Из-за межвиткового замыкания в обмотке катушки зажигания отсутствуют колебания на участке затухающих колебаний.
Нормальная форма сигнала вторичного напряжения (двигатели MPI).