Примечание: Описанная ниже процедура предполагает, что свечные провода и распределитель зажигания установлены должным образом. Если вы пытаетесь установить ВМТ для того, чтобы правильно установить распределитель, то положение поршня следует определить по компрессии через отверстие свечи первого цилиндра, а после этого совместить метки зажигания, как описано в пункте 6.
1. Верхняя мертвая точка (ВМТ) является наивысшей точкой цилиндра. которую достигает поршень во время своего поступательного перемещения при вращении коленвала. Каждый поршень приходит в ВМТ на такте сжатия и еще раз на такте выпуска, но ВМТ обычно означает положение поршня на такте сжатия.
2. Установка поршня(ей) в ВМТ является ключевым этапом большинства процедур, таких как снятие клапанных коромысел, распредвала, зубчатого ремня/звездочки и распределителя зажигания.
3.Прежде чем начинать работу убедитесь в том, что установили трансмиссию в нейтральное положение и затянули стояночный тормоз или заблокировали задние колеса башмаками. Кроме того, отключите систему зажигания отсоединив провод от центральной клеммы крышки катушки зажигания и заземлив его на блок цилиндров с помощью вспомогательного провода (модели без цифровой системы зажигания DIS). Вывинтите свечи зажигания (см. Главу 1).
4. Для установки поршня в ВМТ необходимо одним из описанных ниже способов повернуть коленвал. Нормальное вращение коленвала происходит по часовой стрелке при взгляде на двигатель спереди.
- а) Предпочтительно поворачивать коленвал торцевым ключом с трещоткой, установленным на болт, ввинченный в переднюю часть коленвала.
- б) Возможно использование дистанционного выключателя стартера, который может сэкономить некоторое время. Следуйте инструкциям, прилагаемым к выключателю. Как только поршень подошел близко к ВМТ, используйте торцевой ключ с трещоткой, как описано в предыдущем пункте.
- в) Если есть возможность использовать ассистента, который может кратковременно включить стартер поворотом ключа в замке зажигания. то можно таким способом переместить поршень ближе к ВМТ без дистанционного выключателя. Убедитесь в том, что ассистент вышел из машины и находится вдали от замка зажигания прежде чем завершать процедуру поворотом коленвала торцевым ключом с трещоткой, как описано в пункте а).
4.4. Коленвал можно повернуть, надев торцевой ключ на центральный болт шкива коленвала и продев удлинитель через панель внутреннего фартука (для ясности колесо снято)
5. На моделях без DIS снимите крышку распределителя и закрепите ее в стороне (см. Главу 1). На моделях c DIS снимите крышку клапанов (см. Главу 2А).
6. Поверните коленвал (см. пункт 3 выше) до совмещения прорези на шкиве коленвала с меткой "Т" на шкале установки зажигания (расположена на передней части двигателя).
4.6а. Совместите метку на шкиве (стрелка) с меткой "Т" на пластине установки зажигания (для ясности приводные ремни и шкив водяного насоса сняты) (показан двигатель 1.6L)
4.6b. На некоторых двигателях метки установки зажигания вынесены на боковую сторону кожуха зубчатого ремня (для ясности нижний кожух зубчатого ремня снят)
7. На моделях без DIS посмотрите на бегунок распределителя - он должен быть повернут вертикально вниз. На моделях c DIS проверьте клапанные коромысла первого цилиндра - они должны быть свободны и не давить на клапаны.
4.7. Когда поршень первого цилиндра находится в ВМТ на такте сжатия, бегунок распределителя должен быть обращен строго вниз (обратите внимание на мотку, нанесенную краской на головку цилиндров и распределитель зажигания, которая используется для обозначения положения поршня первого цилиндра для правильной сборки)
8. Если бегунок развернут на 180° или коромысла не свободны, то поршень первого цилиндра находится в ВМТ на такте выпуска. Переходите к пункту 9.
9. Для перемещения поршня в ВМТ на такте сжатия поверните коленвал на полный оборот (360°) по часовой стрелке. Теперь бегунок должен быть повернут вертикально вниз или клапанные коромысла должны быть свободны. Когда бегунок указывает на клемму свечного провода первого цилиндра, расположенную в крышке распределителя или коромысла свободны, и метки установки зажигания совмещены. то поршень первого цилиндра находится в ВМТ на такте сжатия.
10. После того, как поршень первого цилиндра был установлен в ВМТ на такте сжатия, можно установить все остальные поршни в ВМТ путем поворота коленвала с учетом очередности искрообразования. На моделях без DIS при установленной крышке распределителя с помощью маркера или мела поставьте на корпусе распределителя метки под всеми клеммами саечных проводов. Затем пронумеруйте эти метки по номерам цилиндров По мере поворота коленвала будет также вращаться и бегунок. Когда бегунок указывает на одну из меток на распределителе поршень соответствующего цилиндра находится в ВМТ на такте сжатия.