Примечание: Сломанные пружины клапанов и поврежденные маслосъемные колпачки можно заменить без снятия головки цилиндров. Для выполнения этой операции обычно требуются два специальных инструмента и источник сжатого воздуха, поэтому внимательно прочитайте этот раздел и прежде чем начинать работу купите необходимый инструмент. Если сжатый воздух отсутствует то. чтобы не допустить падения клапанов в цилиндры, используйте отрезок нейлонового шнура.
Примечание: Некоторые двигатели снабжены вспомогательным клапаном или инжекторным клапаном. Инжекторный клапан установлен сразу за каждым выпускным клапаном. Процедура обслуживания инжекторного клапана описана в Главе 2В.
1. Снимите крышку клапанного механизма, как описано в разделе 3.
2. Вывинтите свечу из цилиндра, который имеет неисправные элементы. Если необходимо заменить все маслосъемные колпачки, то вывинтите все свечи.
3. Поверните коленвал так, чтобы поршень цилиндра, с которым вы работаете, находился в ВМТ на такте сжатия (см. Главу 2В). Если вы заменяете все маслосъемные колпачки, начинайте с первого цилиндра и переходите от цилиндра к цилиндру, работая каждый раз только с одним цилиндром. Переходите от цилиндра к цилиндру в последовательности искрообразования (см. спецификацию).
4. Вверните переходник в отверстие свечи зажигания и подсоедините к нему шланг от источника сжатого воздуха.
Примечание: Многие компрессометры имеют ввертные штуцеры, которые могут подойти для подсоединения воздушного шланга.
5. Снимите ось коромысел (см. раздел 4), если только вы не используете приспособление рычажного типа.
5.5. Если вы используете показанное здесь специальное приспособление, оставьте впускную ось коромысел на месте при замене выпускных уплотнений и наоборот
6. Подведите в цилиндр сжатый воздух.
Предупреждение: Под действие сжатого воздуха поршень может переместиться вниз, вызывая внезапный поворот коленвала. Если гаечный ключ, используемый для установки поршня первого цилиндра в ВМТ, остался надетым на болт коленвала, то он может нанести вам травму при повороте коленвала.
7. Клапаны должны удерживаться на месте сжатым воздухом. Если поверхность клапанов или седел находится в плохом состоянии, то утечки воздуха не позволят клапанам удержатся - используйте альтернативную процедуру, описанную ниже.
8. Если у вас нет возможности использовать сжатый воздух, примените альтернативный способ. Установите поршень в положение на несколько градусов до ВМТ на такте сжатия, затем введите длинный отрезок нейлонового шнура в камеру сгорания через свечное отверстие. Конец шнура оставьте снаружи, чтобы иметь возможность извлечь шнур. С помощью торцевого гаечного ключа с трещоткой поверните коленвал в направлении нормального вращения до появления небольшого сопротивления.
9. Заглушите отверстия головки цилиндров, расположенные выше и ниже клапанов, ветошью чтобы не допустить падения в двигатель деталей и инструментов, после чего сожмите пружину клапана с помощью специального приспособления. С помощью магнита или острогубцев извлеките сухари.
Примечание: Для сжатия пружин клапанов без снятия головки цилиндров можно использовать приспособления различного типа Приспособления одного типа фиксируются за нижний виток пружины и по мере вращения ручки нажимает на держатель, тогда как приспособления другого типа используют рычаг, опирающийся на ось коромысел.
10. Снимите тарелку пружины и пружину клапана, после чего извлеките маслосъемный колпачок.
Примечание: Если во время этой операции сжатый воздух не удерживает клапан в закрытом положении, то возможно повреждена поверхность клапана и/или седла. В этом случае головку цилиндров нужно снять для дополнительного ремонта.
11. Намотайте резиновую ленту или изоленту на верхнюю часть стержня клапана, чтобы он не упал в камеру сгорания, затем снимите давление воздуха.
Примечание: Если вместо сжатого воздуха использовался шнур, немного поверните коленвал в направлении обратном нормальному вращению.
12. Проверьте состояние стержней клапанов. Вращая клапан в направляющей. проверьте отсутствие эксцентриситета, означающего искривление клапана.
13. Перемещая клапан в направляющей вверх и вниз, проверьте отсутствие заклинивания. Заклинивание клапана означает искривление клапана или повреждение направляющей. В обоих случаях необходимо снять головку цилиндров для дальнейшего ремонта.
14. Для удержания клапанов в закрытом положении снова подведите сжатый воздух к цилиндру, после чего снимите изоленту или резиновую ленту со стержня клапана. Если вместо сжатого воздуха использовался шнур, поверните коленвал в направлении нормального вращения до появления небольшого сопротивления.
15. Смажьте стержень клапана моторным маслом и установите новый маслосъемный колпачок.
16. Установите на клапан пружину.
5.16. Осторожно запрессуйте колпачок на место с помощью молотка и торцевой головки пружины
17. Установите на место тарелку пружины. Сожмите пружину клапана и осторожно установите сухари в проточку. При необходимости для фиксации сухарей нанесите на них немного консистентной смазки.
18. Ослабьте приспособление для сжатия пружины и убедитесь в том. что сухари сели на место.
19. Отсоедините воздушный шланг и извлеките переходник из саечного отверстия. Если вместо сжатого воздуха был использован шнур, извлеките его из цилиндра.
20. Установите на место клапанные коромысла и оси, как описано в разделе 4.
21. Установите на место свечи зажигания и подсоедините провода.
22. Установите на место крышку клапанного механизма, как описано в разделе 3.
23. Запустите двигатель, проверьте отсутствие утечек и необычных звуков в зоне крышки клапанов.