Снятие
1. Установите поршень первого цилиндра в ВМТ (см. Главу 2В).
2. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумулятора.
3. Снимите крышку клапанного механизма (см. раздел 3).
4. Снимите распределитель (двигатели SOHC) или датчик угла поворота коленвала (двигатели DOHC) (см. Главу 5).
Двигатели SOHC
5. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. Главу 1) и отсоедините верхний шланг радиатора от корпуса термостата.
6. Снимите топливный насос (только карбюраторные модели) (см. Главу 4).
7. Снимите зубчатый ремень и звездочку(ки) распредвала (см. раздел 7).
8. Обмотайте конец небольшой отвертки изолентой и с ее помощью извлеките манжету из ее отверстия. Соблюдайте осторожность, чтобы не повредить поверхность коленвала и отверстия манжеты.
9.8. Осторожно извлеките манжету, не поцарапав металлические поверхности (показан двигатель 1,5 л)
9. Отсоедините клапанные коромысла в сборе (см. раздел 4).
10. На двигателях 1,5л снимите торцевую крышку головки цилиндров и отвинтите болты упорного стакана распредвала.
9.10. На двигателях 1,5л сначала вывинтите нижние болты (А) и отведите кронштейн в сторону, затем - верхние болты (В), и наконец - болт упорного стакана (С)
11. Зафиксируйте распредвал от вращения и отвинтите болт упорного стакана распредвала.
9.11. На двигателях 1,5 л зажмите распредвал между третьим и четвертым выпускными кулачками и извлеките болт крепления упорного стакана к распредвалу
12. Снимите упорный стакан распредвала с головки цилиндров.
9.12. На двигателях 1,5л отсоедините упорный стакан от головки цилиндров, если он прилип, отведите распредвал назад и надавите на него, выдавливая стакан
13. Для освобождения места отвинтите бачок омывателя лобового стекла и отведите его в сторону. Сдвиньте распредвал с головки цилиндров в направлении коробки передач.
9.13. Извлеките распредвал из головки цилиндров - не повредите внутренние поверхности расточек под шейки вала в головке (показан двигатель 1,5л)
Двигатели DOHC
14. Снимите крышки подшипников распредвала, ослабляя болты постепенно, чтобы не допустить искривления распредвала(ов) Положите их так. чтобы при сборке установить на прежнее место. Осторожно снимите распредвал(ы) с головки цилиндров.
9.14. Подетальный вид распредвалов и связанных элементов двигателя DOHC. 1. Крышки подшипников, 2. Распредвал, 3. Клапанные коромысла, 4. Толкатели, 5. Манжета распредвала, 6. Звездочка распредвала
Проверка
15. Полностью очистите распредвал(ы), задний кожух и уплотняемые поверхности.
16. Визуально про-верьте отсутствие износа и/или повреждения шестерни привода распределителя, поверхностей кулачков. опорных шеек и поверхностей, взаимодействующих с манжетами. Осмотрите опорные поверхности распредвала в головке цилиндров и убедитесь в отсутствии задиров и других повреждений.
17. Измерьте высоты кулачков распредвала и сравните их со значением, указанным в спецификации.
18. Измерьте диаметры шеек подшипников распредвала, затем измерьте внутренний диаметр поверхностей подшипников распредвала а головке цилиндров, использую штангенциркуль. Отнимите диаметр шейки от диаметра опоры - в результате получится величина зазора распредвала. Сравните вычисленный зазор со спецификацией.
19. Если распредвал не прошел одну из описанных выше проверок -замените его.
Примечание. Если шестерня привода распределителя повреждена, замените также и ведомую шестерню. Если кулачки изношены, замените клапанные коромысла вместе с распредвалом. В случае повреждения или чрезмерного износа опорных поверхностей в головке цилиндров, может потребоваться также замена головки цилиндров.
20. На двигателях 1.5 л установите упорный стакан распредвала на распредвал и плотно затяните болты, проверьте осевой зазор распредвала и сравните со спецификацией.
9.20. Измерьте осевой люфт распредвала с помощью плоского щупа (показан двигатель 1,5 л)
21. Если осевой люфт вышел за допустимые пределы, замените упорный стакан и еще раз проверьте осевой люфт.
22. Если осевой люфт по прежнему слишком велик, проверьте степень износа наружной стороны торца шейки со стороны коробки передач. В случае его сильного износа замените распредвал.
Установка
23. Смажьте шейки и упорные поверхности распредвала смазкой для сборки или моторным маслом.
24. Осторожно установите раслредвал(ы) в головку цилиндров.
25. На моделях SOHC вставьте упорный стакан распредвала резьбовым отверстием вверх и совместите резьбовое отверстие с отверстием под болт в головке цилиндров. Зафиксируйте упорный стакан на месте болтом. Установите заднюю крышку с новой прокладкой и затяните болты с моментом, указанным в спецификации этой главы.
26. На моделях DOHC установите на место крышки подшипников распредвала. Затяните их постепенно, начиная от центральной опоры и продвигаясь к краям, до момента, указанного в спецификации этой главы.
27. Смажьте новую манжету распредвала моторным маслом и запрессуйте ее на место с помощью молотка и глубокой торцевой головки.
28. Установите на место звездочку(ки) распредвала и затяните болты их крепления с моментом, указанным в спецификации этой главы.
29. установите на место зубчатый ремень (см. раздел 7).
30. На моделях SOHC установите клапанные коромысла в сборе (см. раздел 4).
31. Предварительно установите зазоры в клапанах до первого запуска двигателя (см. Главу 1).
32. Установите на место остальные детали в последовательности, обратной разборке.
33. Запустите двигатель и прогрейте его до температуры 80-95°С, одновременно отрегулировав момент зажигания (см. Главу 1).
34. Отрегулируйте зазоры а клапанах, как описано в Главе 1.
35. Установите на место крышку клапанов и запустите двигатель для проверки герметичности системы смазки.