
20.1. Типичные неисправности вкладышей
2. Отказ подшипников происходит из-за недостаточной смазки, наличия грязи и других посторонних частиц, перегрузки двигателя и коррозии. Независимо от причины отказа подшипников, ее необходимо устранить до сборки двигателя, чтобы не произошло повторного отказа.
3. При осмотре подшипников извлеките их из блока цилиндров, из крышек коренных подшипников, из шатунов и шатунных крышек и разложите на чистой поверхности согласно их положению в двигателе. Это позволит вам связать состояние подшипников с соответствующими шейками коленвала.
4. Грязь и другие посторонние частицы попадают в двигатель различными путями. Они могут быть оставлены в двигателе во время сборки или попасть через фильтры или систему PCV. Они могут попасть в масло, а из него - в подшипники. Часто в двигателе присутствует стружка от механической обработки и обычного износа. Абразивные частицы иногда остаются в двигателе после ремонта, особенно когда детали не очищаются должным образом. Каким бы ни был источник, эти посторонние частицы часто запрессовываются в мягкий материал подшипников и не распознаются. Большие частицы не запрессовываются в подшипники и царапают материал подшипников и шеек. Наилучшим способом предотвращения этой причины отказа подшипников является соблюдение чистоты во время сборки двигателя. Рекомендуется также часто и регулярно менять моторное масло.
5. Недостаток смазки (или плохая работа системы смазки) имеет несколько взаимосвязанных причин. Перегрев (приводящий к разжижению масла), перегрузка (приводящая к выдавливанию масла с опорных поверхностей) и утечка или перетекание масла (из-за больших зазоров в подшипниках, износа масляного насоса или высоких оборотов двигателя) - все эти причины приводят к ухудшению работы системы смазки. Непроходимость масляных каналов, которая обычно является результатом несовмещения масляных отверстий во вкладышах подшипников, приводит к недостаточной смазке подшипников и к выходу их из строя. Когда недостаток смазки приводит к разрушению вкладыша, происходит стирание или стачивание материала стальной основы подшипника. Температура может повыситься до такой степени, что стальная основа станет синей от перегрева.
6. Манера вождения также может оказывать влияние на срок службы подшипников. Езда с полностью открытой дроссельной заслонкой, вождение с низкими оборотами (перегрузка двигателя) приводят к очень сильному нагружению подшипников, что вызывает уменьшение толщины масляной пленки. Такие нагрузки заставляют подшипники изгибаться, что приводит к образованию мелких трещин на поверхностях подшипника (усталостные повреждения). Со временем материал подшипника истирается и оголяет стальную основу. Поездки на короткие расстояния вызывают коррозию подшипников, поскольку прогрев двигателя не достаточен для вывода наружу конденсата воды и коррозионно активных газов. Эти продукты скапливаются в моторном масле, образуя кислоту и вязкие отложения. При поступлении такого масла в подшипники кислота вызывает коррозию материала.
7. Неправильная установка подшипников во время сборки двигателя также приводит к выходу подшипников из строя. Слишком тугая затяжка подшипников приводит к уменьшению смазочного зазора и к застаиванию масла. Грязь или посторонние частицы, скопившиеся за вкладышем подшипника, приводят к образованию пятен на подшипнике и к выходу его из строя.