2. Снимите крышку с первого шатуна (согласно маркировке, сделанной во время разборки). Извлеките старые вкладыши подшипников и протрите опорные поверхности шатунов и крышек чистой тканью, не оставляющей волокон. Они должны быть абсолютно чистыми.
Проверка зазора шатунных подшипников
3. Очистите обратную сторону нового верхнего вкладыша и вставьте его в шатун. Проверьте, чтобы язычок вкладыша вошел в паз шатуна. Не забивайте вкладыш на место молотком и не поцарапайте опорные поверхности. На этом этапе не смазывайте подшипники.
4. Очистите обратную сторону другой половины вкладыша и вставьте ее в шатунную крышку. Снова проверьте, чтобы язычок вкладыша вошел в паз крышки, и не используйте смазку. Особенно важно, чтобы во время сборки поверхности вкладышей и шатунов были абсолютно чистыми и не смазанными.
5. Расположите зазоры поршневых колец с интервалами 90° по окружности поршня (см. иллюстрацию).
25.5. Разведите концевые зазоры поршневых колец перед установкой поршней/шатунов в двигатель
6. Наденьте на каждый болт крышки шатуна отрезок резиновой или пластиковой трубки.
7. Смажьте поршень и кольца чистым моторным маслом и наденьте на поршень приспособление для сжатия поршневых колец. Юбка поршня должна выступать примерно на 6 мм для направления поршня в цилиндр. Кольца должны быть полностью сжаты.
8. Поверните коленвал так, чтобы шатунная шейка первого цилиндра была установлена в нижнюю мертвую точку и смажьте моторным маслом стенки цилиндра.
9. Повернув поршень стрелкой на его днище (см. иллюстрацию) к передней части двигателя (к зубчатому ремню), осторожно вставьте поршень/шатун в сборе в первый цилиндр так. чтобы нижняя кромка приспособления для сжатия поршневых колец опиралась на блок цилиндров.
26.9. При установке поршня мотка должна быть обращена к зубчатому ремню
10. Постучите по верхней кромке приспособления для сжатия колец, чтобы обеспечить плотное прилегание к блоку цилиндров по всей окружности.
11. Осторожно постучите по верхней стороне поршня деревянной рукояткой молотка (см. иллюстрацию), направляя шатун на шейку коленвала. Поршневые кольца имеют тенденцию выскакивать из приспособления в месте его стыковки с цилиндром, поэтому прижимайте приспособление вниз. Работайте медленно и при возникновении сопротивления входу поршня в цилиндр сразу же остановитесь. Прежде чем продолжать устраните помеху. Не прикладывайте большого усилия для вталкивания поршня в цилиндр - вы можете повредить кольца и/или поршень.
25.11. Поршень можно вставить в цилиндр (осторожно) деревянной или пластиковой рукояткой молотка
12. Сразу же после установки поршня/шатуна нужно проверить зазор в шатунных подшипниках прежде чем окончательно привинчивать крышки.
13. Отрежьте кусок ленты Plastigage соответствующего размера - несколько короче, чем ширина шатунного подшипника, и положите ее на шатунную шейку первого цилиндра параллельно оси шейки (см иллюстрацию).
14. Очистите опорную поверхность шатунной крышки, снимите предохранительные шланги с болтов шатунов и установите крышку на место. Проверьте, чтобы установочная метка крышки находилась с той же стороны, что и метка на шатуне.
25.14. При установке крышек шатунных подшипников совместите метки номера цилиндра и пазы лепестков вкладышей
Примечание: проверьте, чтобы метка на шатуне была обращена вперед (к зубчатому ремню).
15. Установите гайки и затяните их с необходимым моментом в три стадии.
Примечание: используйте торцевую головку с тонкой стенкой, чтобы избежать ошибки при измерении крутящего момента из-за заклинивания головки между крышкой и гайкой. Если головка заклинивается между гайкой и крышкой, поднимите ее немного, чтобы она не касалась крышки. Во время этой операции не вращайте коленвал.
16. Отвинтите гайки и снимите крышку, соблюдая осторожность, чтобы не сбить ленту Plastigage.
17. Сравните ширину раздавленной ленты Plastigage со шкалой, напечатанной на упаковке ленты, и определите величину зазора. Сравните полученное значение со спецификацией (приведена в этой главе).
18. Если зазор не соответствует спецификации, то, возможно, используются вкладыши неправильного размера (необходимо использовать вкладыши другого ремонтного размера). Прежде чем принимать решение о необходимости других вкладышей убедитесь в том, что во время измерения зазора на вкладышах не было масла или грязи. Если лента Plastigage заметно шире с одной стороны, чем с другой, то шейка имеет конусность (см. раздел 19).
Окончательная установка шатунов
19. Осторожно удалите все следы ленты Plastigage с коренных шеек и/или поверхностей подшипников. Не поцарапайте опорные поверхности - снимайте ленту ногтями или деревянным скребком.
20. Убедитесь в том. что опорные поверхности совершенно чистые, затем нанесите равномерный слой чистой смазки на основе молибдена или смазки для сборки двигателя на оба вкладыша. Для смазки вкладыша, установленного в шатуне, придется втолкнуть поршень в цилиндр - сначала наденьте на болты предохранительные трубки.
21. Переместите шатун обратно и установите его на шейку, снимите предохранительные трубки с болтов, установите крышку и затяните гайки с необходимым моментом. Производите затяжку в три стадии.
22. Повторите всю процедуру для остальных поршней/шатунов.
23. Важно помнить следующее:
- а) Во время сборки следить за абсолютной чистотой обратной поверхности вкладышей и опорных поверхностей шатунов и крышек
- б) Проверьте соответствие поршней/шатунов цилиндрам, в которые вы их устанавливаете.
- в) Стрелка на поршне должна быть повернута к передней стороне двигателя.
- г) Смажьте стенки цилиндров чистым моторным маслом.
- д) Смажьте поверхности подшипников при установке шатунных крышек после измерения смазочного зазора.
24. После установки всех поршней/шатунов поверните коленвал рукой на несколько оборотов, чтобы проверить плавность его вращения.
25. В качестве финальной операции нужно проверить осевой люфт шатунов. Эта процедура описана в разделе 13.
26. Сравните измеренный люфт со спецификацией Если до разборки люфт соответствовал норме и при сборке были использованы старый коленвал и шатуны, то зазор по прежнему должен быть в пределах нормы. Если был установлен новый коленвал или новые шатуны, то осевой люфт может не соответствовать спецификации. В этом случае шатуны необходимо извлечь и отнести для шлифовки в автомастерскую.