Примечание: Перед извлечением поршней/шатунов снимите головку цилиндров и масляный поддон, как описано в соответствующих разделах части А Главы 2.
1. Проверьте ногтями пальцев, не ощущается ли буртик у верхней границы перемещения поршневого кольца (примерно на 6 мм ниже верхней кромки каждого цилиндра). Если в результате образования нагара или износа цилиндра образовался буртик, то его необходимо полностью удалить специальным инструментом (см. иллюстрацию). Следуйте инструкциям изготовителя, прилагаемым к инструменту. Если не удалить буртик перед извлечением поршня/шатуна, то можно повредить поршень.
13.1. Для удаления буртика с верхней кромки каждого цилиндра необходимо специальное приспособление - выполните это до извлечения поршней.
2. После удаления буртика переверните двигатель коленвалом вверх.
3. Перед извлечением шатунов проверьте осевой люфт с помощью плоского щупа. Вставьте такой щуп между первым шатуном и щекой коленвала, чтобы люфт отсутствовал (см. иллюстрацию). Осевой люфт равен толщине вставленного щупа(ов). Если осевой люфт превышает допустимый эксплуатационный предел, указанный в спецификации. то необходимо установить новые шатуны. При установке новых шатунов (или нового коленвала) осевой люфт может стать ниже минимального предела, указанного в спецификации (в этом случае шатуны должны быть сточены до восстановления необходимого люфта - проконсультируйтесь в механической мастерской). Повторите процедуру для остальных шатунов.
13.3. Проверьте зазор между шатунами и коленвалом плоским щупом, как показано на иллюстрации
4. Проверьте наличие идентификационных меток на шатунах и крышках. Если метки отсутствуют, пронумеруйте их с помощью кернера соответствующими номерами (1, 2, 3 и т.д. в зависимости от типа двигателя и номера цилиндра).
5. Ослабьте гайки каждой шатунной крышки на 1/2 оборота за раз до такого состояния, когда их можно будет отвинтить руками. Снимите крышку шатуна №1 и вкладыш подшипника. Не допускайте выпадения вкладыша из крышки.
6. Наденьте на шатунные болты короткий отрезок пластмассового или резинового шланга для защиты шеек коленвала и стенки цилиндра во время извлечения поршня.
7. Извлеките вкладыш подшипника и вытолкните шатун/поршень через верхнюю ось цилиндра Толкайте деревянной рукояткой молотка в опорную поверхность верхнего шатунного вкладыша. Если ощущается сопротивление, снова проверьте отсутствие буртика в верхней части цилиндра.
8. Повторите процедуру для остальных цилиндров.
9. После извлечения установите крышки шатунов и вкладыши на старые места и затяните гайки крышек усилием пальцев. Оставляя старые вкладыши подшипников на месте до сборки вы защитите поверхности подшипников от случайного повреждения.
10. Не отделяйте поршни от шатунов (дополнительную информацию см. в разделе 18).