Примечание: Если двигатель перегревался, то головка цилиндров вероятнее всего искривлена (см. пункт 12).
Очистка
2. Удалите все следы старой прокладки и герметика с прокладки головки цилиндров, с уплотняемых поверхностей впускного и выпускного коллекторов. Не поцарапайте головку цилиндров. В продаже имеется специальный растворитель для удаления прокладок, который размягчает прокладку и облегчает ее удаления.
3. Удалите накипь из каналов охлаждения.
4. Удалите налет из всех каналов с помощью щетки из мягкой проволоки.
5. С помощью соответствующих метчиков очистите все резьбовые отверстия от коррозии и клея. По возможности после этой операции продуйте все отверстия сжатым воздухом.
Предупреждение: применяя сжатый воздух, надевайте защитные очки!
6. Очистите резьбы регуляторов клапанов в клапанных коромыслах с помощью проволочной щетки.
7. Очистите головку цилиндров растворителем и полностью высушите ее. Сжатый воздух может ускорить процесс сушки и обеспечить чистоту всех отверстий и полостей.
Примечание: В продаже имеются химические препараты для удаления нагара, которые могут оказаться полезными при очистке головки цилиндров и элементов газораспределительного механизма. Эти препараты очень едкие и требуют большой осторожности при использовании. Следуйте инструкциям, указанным на упаковке.
8. Очистите клапанные коромысла, пружины, волнистые шайбы и оси растворителем и полностью высушите их (не перепутайте их во время очистки). Сжатый воздух ускорит процесс сушки и обеспечит чистоту всех каналов.
9. Очистите все пружины клапанов, седла клапанов, сухари и тарелки клапанных пружин в растворителе и полностью высушите их. Чтобы не перепутать детали, работайте одновременно только с одним клапаном.
10. Сточите жесткий налет, который мог образоваться на клапанах, после чего удалите налет с головок и стержней клапанов с помощью механической проволочной щетки. Обратите внимание на то, чтобы не перепутать детали клапанов.
Проверка
Примечание: Прежде чем принимать решение о необходимости ремонтных работ в механической мастерской, убедитесь в том, что выполнили все описанные ниже процедуры проверки. Составьте список вопросов, требующих внимания. Процедуры проверки толкателей и клапанных коромысел, а также распредвала, описаны в части А.
Головка цилиндров
11. Очень внимательно осмотрите головку цилиндров на отсутствие трещин, видимых следов утечки охлаждающей жидкости и других повреждений. При обнаружении трещин, проконсультируйтесь в механической мастерской о возможности ремонта. Если ремонт невозможен. необходимо приобрести новую головку цилиндров.
12. С помощью плоского бруска и щупа измерьте кривизну уплотняемой поверхности головки цилиндров. Если искривление превышает допустимый предел, указанный в спецификации, ее можно проточить в механической мастерской.
10.12. Проверьте прямолинейность уплотняемых поверхностей головки цилиндров, вставляя плоский щуп под прямолинейный брусок (используйте щуп с толщиной, равной максимальному значению неплоскостности, которое указано в спецификации)
13. Проверьте седла клапанов в каждой камере сгорания. Если они покрыты точечной коррозией, треснули или прогорели, то необходим ремонт головки, который должен выполняться специалистом.
14. Проверьте зазор стержня клапана с направляющей путем измерения перемещения стержня клапана с помощью микрометра, прикрепленного к его головке. Клапан должен находиться в направляющей и быть приподнятым от седла примерно на 2 мм. Суммарное перемещение клапана для вычисления фактического зазора необходимо разделить на два. После этого, если есть какие-либо сомнения насчет состояния направляющих клапанов, то их можно проверить в мастерской.
10.14. Для определения зазора стержня клапана с направляющей можно использовать микрометр (перемещайте стержень клапана как показано на фото)
Клапаны
15. Внимательно проверьте каждый клапан на отсутствие неравномерного износа, деформации, трещин, точечной коррозии и прогара. Вращая клапан, убедитесь в том. что он не изогнут (см. иллюстрацию). Проверьте отсутствие точечной коррозии и чрезмерного износа торцев стержней. Наличие одного из этих признаков означает необходимость ремонта клапанов в мастерской.
10.15. Проверьте степень износа клапанов в показанных точках. 1. Торец клапана, 2. Канавка сухарей, 3. Стержень (наименее изношенная зона), 4. Стержень (наиболее изношенная зона, 5. Рабочая поверхность фаски клапана, 6. Кромка
16. Измерьте ширину кромки каждого клапана (см. иллюстрацию). Все клапаны, имеющие ширину кромки меньшую, чем указана в спецификации, должны быть заменены на новые.
10.16. Ширина кромки каждого клапана должна соответствовать спецификации (если кромка отсутствует, то клапан нельзя использовать снова)
Элементы клапанного механизма
17. Проверьте отсутствие износа пружин клапанов (на торцах) и отсутствие точечной коррозии. Измерьте свободную длину пружины и сравните с указанной в спецификации (см. иллюстрацию). Все пружины. имеющие длину, меньшую, чем указана в спецификации, должны быть заменены на новые. Чтобы принять решение о возможности использования старых пружин при сборке двигателя нужно проверить усилие всех пружин (это можно сделать в специализированной мастерской).
18. Установите каждую пружину на плоскую поверхность и проверьте ее плоскостность (см. иллюстрацию). Если некоторые пружины покоробились или ослабли, замените их на новые.
10.18. Проверьте плоскостность каждой пружины
19. Проверьте отсутствие износа и повреждений тарелок клапанных пружин и сухарей. Все подозрительные детали нужно заменить на новые, поскольку их поломка во время работы двигателя может привести к серьезному повреждению двигателя.
Элементы клапанных коромысел
20. Процедуры проверки клапанных коромысел и их осей описана в части А Главы 2.
Инжекторные клапаны
21. Убедитесь в том, что все инжекторные клапана легко перемещаются в корпусе без люфта. Не переставляйте детали с одних инжекторных клапанов на другие. Если какие-либо детали изношены, замените клапан в сборе.
22. Проверьте головку клапана и седло на отсутствие повреждений или признаков залипания. Проверьте целостность пружины.
23. Все поврежденные и изношенные детали следует заменить на новые.
24. Если во время осмотра было установлено, что детали клапанов находятся в плохом состоянии и изношены сверх нормы, что обычно имеет место на двигателе, подлежащем переборке, соберите клапаны в головку цилиндров и используйте рекомендации раздела 10. касающиеся обслуживания клапанов.