Рис. 2.35. Головка цилиндров двигателя с 1999 года выпуска: 1- электрические разъемы жгута проводов форсунок; 2 - приемная выхлопная труба; 3 - кронштейн выпускного коллектора; 4 - опорный кронштейн насоса усилителя рулевого управления;5 - насос усилителя рулевого управления и кронштейн; 6 - холостой шкив; 7 - задние кожухи зубчатого ремня; 8-направляющая трубка указателя уровня моторного масла; 9 - крышка головки цилиндра; 10 - болт крепления головки цилиндров, 74 Н·м + ослабить + 20 Н·м + 90°+90°; 11 головка цилиндров в сборе; 12 - прокладка головки цилиндров.
Рис. 2.37. Головка цилиндров двигателя с 2000 года выпуска: 1 - разъем жгута проводов форсунки; 2 - приемная выхлопная труба; 3 - кронштейн выпускного коллектора; 4 - опорный кронштейн насоса усилителя рулевого управления; 5 - насос усилителя рулевого управления и кронштейн; 6 - направляющая трубка указателя уровня моторного масла; 7 - кронштейн жгута проводов форсунок, 8 - крышка головки цилиндров (со стороны выпуска); 9 - прокладка крышки головки цилиндров; 10 - крышка головки цилиндров (со стороны выпуска); 11- прокладка крышки головки цилиндров, 12 - болт крепления головки цилиндров, 74 Н·м + ослабить + 20 Н·м + 90° + 90°, 13 - головка цилиндров в сборе, 14 - прокладка головки цилиндров
Детали механизма газораспределения установлены и работают в головке цилиндров. Для повышения теплопроводимости и уменьшения веса головка цилиндров изготовлена из легкого сплава. Она подвергается воздействию высоких температур и давления газов и поэтому имеет жесткую нижнюю опорную поверхность и интенсивно охлаждается жидкостью, а толщина стенок выполнена по возможности равномерной, чтобы уменьшить внутренние напряжения от теплового расширения. Седла клапанов запрессованы в разогретую головку цилиндров и после ее охлаждения получается прочное надежнее соединение. В каждой камере сгорания имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания. Резьба в отверстиях может быть повреждена, если свеча зажигания затягивается слишком большим моментом затяжки или ввернута с переносом и затянута большим моментом затяжки.
Прокладка между блоком цилиндров двигателя и головкой предназначена для того, чтобы камеры сгорания и каналы для охлаждающей жидкости оставались разъединенными друг от друга, причем она не должно пропускать внутрь моторное масло и должна противостоять высоким колебаниям температур и давления.
Снятие
- Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- Уменьшите давление в топливной системе.
- Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
- Выверните пробку и слейте моторное масло из двигателя.
- Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
- Снимите впускной коллектор.
- Снимите топливный насос высокого давления и регулятор давления топлива, при этом полотенцем или ветошью соберите вытекшее топливо.
- Снимите клапан LGR.
- Снимите термостат и верхний шланг радиатора.
- Отсоедините электрические разъем от топливных форсунок.
- Отверните гайки крепления фланца приемной выхлопной трубы к выпускному коллектору.
- Выверните болт и отсоедините приемную выхлопную трубу от выпускного коллектора.
- Выверните болты и снимите кронштейн выпускного коллектора.
- Выверните болты и снимите насос усилителя рулевого управления вместе с прикрепленным шлангом и кронштейн.
Примечание. Шнуром или мягкой проволокой закрепите снятый насос усилителя рулевого управления в моторном отсеке так, чтобы ом не мешал снятию головки цилиндров.
- Выверите болт и снимите холостой шкив.
- Выверните болты и снимите задние кожухи зубчатого ремня.
- Выверните болт и снимите направляющую трубку указателя уровня моторного масла вместе с уплотнительным кольцом.
- Выверните болты и снимите крышку головки цилиндров.
- Специальным инструментом за 2 или 3 подхода в последовательности показанной на рисунке 2.36, ослабьте и выверните болты крепления головки цилиндров
Рис. 2.36. Последовательность выворачивания болтов крепления головки цилиндров
- Соблюдая осторожность, снимите головку цилиндров.
- Снимите прокладку головки цилиндров.
- Чистой безворсовой тканью закройте цилиндры двигателя.
Подготовка к установке
- Привалочные поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок. При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. При необходимости очистите каналы.
- Проверьте привалочные поверхности головки и блока цилиндров на наличие зарубин, глубоких царапин и других повреждений. Если дефекты небольшие, удалите их механической обработкой. Но при значительных дефектах детали подлежат замене.
- Металлической линейкой и щупам в шести направлениях проверьте плоскостность головки цилиндров. При необходимости, перешлифуйте головку цилиндров.
- Металлической линейкой и щупом в двух направлениях измерьте плоскостность сопрягаемых поверхностей коллекторов.
- Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Заворачивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из-за гидравлического давления.
Установка
Установка проводится в последовательности обратной снятию, с учетом следующего.
- Обезжирьте привалочные поверхности блоков и головки цилиндров.
- При установке проверьте совпадение всех отверстий на прокладке и головке цилиндров
- Установите прокладку и головку цилиндров на блок цилиндров
- Проверьте состояние болтов крепления головки цилиндров и особенно их резьбу. Измерьте длину каждого болта (без шайбы) от нижней стороны головки болта до конца болта. Если длина болтов (А, рис. 2.38) менее 96,4 мм, они могут использоваться повторно. Если длина любого болта превышает указанную, затените все болты в комплекте.
- Установите на головку цилиндров шайбы под болты крепления головки, закругленной стороной вверх, как показано на рисунке 2.38.
Pис. 2.38. Расположение болта и шайбы крепления головки цилиндров: А = 96,4 мм
- Перед установкой моторным маслом смажьте верхнюю поверхность шайбы и резьбу болта.
- Затяните болты крепления головки цилиндров в несколько этапов в последовательности, показанной на рисунке 2.39.
Рис. 2 39. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
Этапы затягивания болтов:
- этап 1: затяните моментом 74 Н·м
- этап 2: полностью ослабьте все болты в последовательности, обратной показанной на рисунке 2.39
- этап 3: затяните моментом 20 Н·м
- этап 4: доверните болты угол на 90°. Нанесите краской метки на головках болтов и головке цилиндров (рис. 2.40)
- этап 5: доверните болты еще угол на 90°. Метки на болтах и головке блока цилиндров должны находиться на одной линии (рис. 2.40)
Рис. 2.40. Поворачивание болтов крапления головки цилиндров
Предупреждения
(1) Всегда заворачивайте болт на угол строго равный 90°, в противном случае, болт крепления головки цилиндров может быть ослаблен (не будет обеспечена надежность газового соединения)
(2) Если болт довернут на угол больший 90°, необходимо полностью его ослабить и повторить все операции по затягиванию болтов
- Установите крышку головки цилиндров и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Установите направляющую трубку указателя уровня моторного масла вместе с новым уплотнительным кольцом и закрепите болтом
- Установите задние кожухи зубчатого ремня.
- Установите холостой шкив и закрепите болтом, затянув его требуемым моментом.
- Установите насос усилителя рулевого управления кронштейн.
- Установите кронштейн выпускного коллектора и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Установите фланец приемной выхлопной трубы на выпускной коллектор и закрепите гайками, затянув их требуемым моментом.
- Установите верхний шланг радиатора и термостат.
- Установите клапан EGR.
- Установите регулятор давления топлива и топливный насос высокого давления и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Установите впускной коллектор.
- Установите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
- Залейте в двигатель требуемое количество рекомендованного моторного масла.
- Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
- Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
- Пустите двигатель и проверьте его на отсутствие утечек.