Рис.4.25. Элементы крепления головки цилиндров: 1- трубка подачи масла; 2 - трубка возврата масла; 3 - прокладка трубки возврата масла; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - болт крепления головки цилиндров, 30 Н·м + 100±4° + ослабить + 25 Н·м + 213±7°; 6 - головка цилиндров; 7 - прокладка головки цилиндров
Снятие
- Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
- Снимите нижний брызговик двигателя.
- Уменьшите давление в топливной системе.
- Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
- Выверните пробку и слейте из двигателя моторное масло.
- Снимите воздушный фильтр и воздухозаборный патрубок.
- Снимите каталитический нейтрализатор.
- Снимите выхлопную трубу и главный глушитель.
- Снимите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
- Отсоедините разъемы от датчика положения распределительного вала, датчика давления топлива, топливного насоса высокого давления, датчика температуры топлива, топливных форсунок, свечей накаливания, датчика температуры охлаждающей жидкости и электромагнитного клапана рециркуляции отработавших газов (рис. 4.22).
Рис. 4.22. Головка цилиндров: 1 - разъем датчика положения распределительного вала; 2 - разъем датчика давления топлива; 3 - разъем топливного насоса высокого давления; 4 - разъем датчика температуры топлива; 5 - разъем топливной форсунки; 6 - разъем свечи накаливания; 7 - разъем датчика температуры охлаждающей жидкости; 8 - разъем электромагнитного клапана рециркуляции отработавших газов; 9 - вакуумный шланг; 10 - вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов; 11 - верхний шланг радиатора; 12 - шланг системы охлаждения двигателя; 13 - шланги отопителя; 14 - шланг возврата топлива; 15 - шланг подачи топлива
- Ослабьте хомут и отсоедините вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Отсоедините вакуумные шланги.
- Ослабьте хомут и отсоедините верхний шланг радиатора от патрубка системы охлаждения.
- Ослабьте хомут и отсоедините шланг системы охлаждения двигателя.
- Ослабьте хомуты и отсоедините шланги отопителя.
- Отсоедините шланги подачи и возврата топлива. Чтобы исключить попадание грязи и посторонних примесей в топливную систему, заглушками закройте все открытые соединения топливной системы.
- Выверните болт крепления трубки подачи масла. Отверните соединительные гайки и снимите трубку подачи масла.
- Выверните два болта и снимите трубку возврата масла и прокладку
- Снимите уплотнительные кольца с нижней части трубки возврата масла.
- В последовательности, показанной на рисунке 4.23, за 2 или 3 прохода ослабьте и выверните болты крепления головки цилиндров.
Рис. 4.23. Последовательность выворачивания болтов крепления головки цилиндров
Предупреждение. При установке необходимо использовать новые болты крепления головки цилиндров.
- Соблюдая осторожность, снимите головку блока цилиндров.
- Снимите прокладку головки блока цилиндров.
- Чистой безворсовой тканью закройте цилиндры двигателя.
Установка
- Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
- Обезжирьте привалочные поверхности блока и головки цилиндров.
- При установке проверьте совпадение всех отверстий на прокладке и головке цилиндров.
- Установите прокладку и головку цилиндров на блок цилиндров.
- В несколько этапов, в последовательности, показанной на рисунке 4.24. затяните болты крепления головки цилиндров
Рис. 4.24. Последовательность затягивания болтов крепления головки цилиндров
Этапы затягивания болтов крепления головки цилиндров:
1. В последовательности, показанной на рисунке 4.24, затяните новые болты моментом 30 Н·м.
2. В той же последовательности доверните болты на угол 100±4°, для чего установите на гаечный ключ специальный инструмент, обеспечивающий поворот болтов на строго определенный угол.
3. Подождите 3 минуты, необходимые для усадки прокладки головки цилиндров.
4. Ослабьте болты №1 и 2
5. Затяните бодты№1 и 2 моментом 25 Н·м.
6. Доверните болты №1 и 2 на угол 213±7°, для чего установите на гаечный ключ специальный инструмент, обеспечивающий поворот болтов на строго определенный угол.
7. Разделите остальные болты на пары: болты №3 и 4, болты №5 и 6, болты №7 и 8, болты №9 и 10. Затяните пары болтов в соответствии с рекомендациями, приведенными в пунктах 3, 4, и 5.
Предупреждение. При затягивании болтов крепления головки цилиндров они растягиваются. Если болт крепления головки цилиндров перетянут, замените его на новый, не затягивайте повторно.
- Установите трубку подачи масла и наверните соединительные гайки. Вверните болт крепления трубки подачи масла.
- Установите трубку возврата масла и прокладку.
- Снимите заглушки и подсоедините , шланги подачи и возврата топлива.
- Подсоедините шланги отопителя и закрепите их хомутами.
- Подсоедините шленг системы охлаждения двигателя.
- Подсоедините верхний шланг радиатора к патрубку системы охлаждения.
- Подсоедините вакуумные шланги.
- Подсоедините вакуумный шланг вакуумного усилителя тормозов.
- Подсоедините все ранее отсоединенные электрические разъемы.
- Подсоедините выхлопную трубу и главный глушитель.
- Установите каталитический нейтрализатор.
- Установите воздушный фильтр и япа-духозаборный патрубок.
- Установите зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
- Установите нижний брызговик двигателя.
- Залейте в даигатель трабуемое количество рекомендованного моторного масла.
- Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
- Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
- Пустите двигатель и проверьте его на отсутствие утечек.